"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР"
"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР"
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицаетльно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом. В настоящее время я столкнулась с трудностями в коррекционной работе из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быструю утомляемость. Вследствии этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.
Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка, наряду с традиционными методиками, я использую Су-Джок терапию ("Су"-кисть, "Джок"-стопа).
Актуальность использования массажёра Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствует развитию речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР"»
«Применение Су – Джок терапиипри коррекции речевых нарушенийу дошкольников с ОНР»«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский
Су – Джок терапия
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Определив нужные точки развиваем речевую сферу ребенка. Эта работа проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Цель работы: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Повысить уровень компетентности педагогов и родителей
в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Приемы Су – Джок терапииМассаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
1 форма работы: Автоматизация и дифференциация звуков
В работе с детьми используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Например,
1 упражнение - « Мячик мы ладонью «стук», повторяем в слове или слоге звук »
2 упражнение- « Мячик мне назад верни, слоги или слово, фразу верно повтори »
А так же проговаривание различных стихотворений, насыщенных определенными звуками
Например автоматизация звука Ж, с помощью массажного мячика:
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение
на автоматизацию поставленного звука Ш:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец)
2 форма работы: Развитие фонематического слуха и восприятия
Использование Су-Джок терапии в индивидуальной работе.
Детям дается задание:
- покажи соответствующий заданному звуку мячик, услышав слог или слово с ним (красный, синий и зелёный);
- спрячь мячик в ладошке, если звука там нет;
- возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других слов с этим звуком;
- «Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой»;
Выполняется игровое упражнение: «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас». Детям дается инструкция выложить звуковую схему слова при помощи разноцветных мячиков Су – Джок.
Также любимое всеми детьми упражнение: прокатывание мячика по написанной букве. « Буквы знаю и пишу, мячик верно прокачу » написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола.
4 форма работы:Совершенствование лексико-грамматических категорий
1 упражнение «Мячик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием мячика друг другу: «Один – много», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?», «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот».
2 упражнение «Ловко с мячиком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:
красный мячик - в коробку , синий – на коробку , зеленый – около коробки , затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
5 форма работы: Совершенствование навыковпространственной ориентации, ориентировкав собственном теле, развитие памяти,внимания
1 упражнение:
« Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю »
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми мячик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
2 упражнение:
« Глазки закрывай, на каком пальце колечко – угадай »
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает
колечко на любой его палец, а тот должен
назвать, на какой палец какой руки
надето кольцо.
6 форма работы: Упражнения для развития общей и мелкой моторики
Одним из таких упражнений является пальчиковая гимнастика в стихах, с применением Су-Джок мячиков и колечек. Прокатывая мячик между ладонями, дети массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.
Пришел ежик на ладошку
Погулял по ней немножко
Каждый пальчик обошел
На ладошку вновь пришел
В руку правую возьмем
В кулачок его зажмем
Разжимаем, два сжимаем
Мячик мы не отпускаем
Кулачок мы разожмем
И следы мы там найдем.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец; сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
7 форма работы: Выполнение действий под словесное сопровождение
СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик ( зажать мячик в ладошке ).
Выглянул ёжик из своего домика ( раскрыть ладошки и показать мячик ) и увидел солнышко.
Улыбнулся ёжик солнышку ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером ) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ёжик по прямой дорожке ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку ( ладошки соединить в форме круга ).
Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке ( зажимать мячик между ладошками ).
Стал цветочки нюхать ( прикасаться колючками мячика к кончику пальца и делать глубокий вдох ).
Вдруг набежали тучки ( зажать мячик в одном кулачке, в другом и нахмуриться ) и закапал дождик: кап-кап-кап ( кончиком пальцев стучать по колючкам мячика ).
Спрятался ёжик под большой грибок ( ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать мячик под ним ) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:
подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб ( прокатить мячик по каждому пальчику ).
Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик?
Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки ( каждый кончик пальчика потыкать шипиком мячика ) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ), а потом по извилистой дорожке ( круговые движения мячиком ).
Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! ( зажать мячик в ладошке ).
Выводы
Систематическая работа по речевому развитию с использованием Су–Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевую активность - это проявилось в разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же появился интерес к дидактическим играм лексико–грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. По данным анкетирования родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.