Приём комментированного рассказывания в развитии речи детей
Обучение оречевлению ряда последовательно выполняемых действий
МБДОУ № 17 города Нерюнгри
Учитель-дефектолог
Малинина Ольга Борисовна
ФГОС к структуре общеобразовательной
программы дошкольного воспитания
образовательная область «Развитие речи»
предполагает:
● владение речью как средством общения и культуры;
● обогащение активного словаря;
● развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
● развитие речевого творчества;
● развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
● знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
● формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
коррекционных
упражнений
в порядке
нарастающей сложности
проведения
заданий выбранной
цели
вариативность
внимания
упражнений
к речи
Среди многочисленных приемов словарной работы,
которые могут быть использованы на занятиях,
можно выделить
Приём комментированного
рассказывания или
оречевления ряда последовательно
выполненных
действий
Обучение оречевлению последовательно выполняемых действий
используется педагогом в различных игровых приемах и играх.
Например.
Ребёнок комментирует свои действия, изготавливая поделку из
конструктора или же после изготовления поделки ─ рассказывает в
каком порядке он её мастерил.
Это может быть и рассказ ребёнка о том, как пройти в нужный кабинет,
музыкальный зал; рассказ о том, как с мамой идёт в детский сад и т.п.
Этот приём хорошо используется и в комментированном рисовании.
Сначала педагог рисует и комментирует свои действия, а потом и ребёнок
комментирует своё рисование. И так же, как в работе с конструктором ─
усложнённым вариантом будет рассказ о порядке рисования своего рисунка.
Упражнение «Сказка
на песке»
Комментирование
действий при изготов-
лении поделки из
Конструктора
Продуктивный вид
деятельности –
Эксперимент
«Блуждающая
вода»
Упражнение «Расскажи
как пройти…»
Комментированное
рассказывание по
Лексической теме
« Правила дорожного
Движения »
Оречевление постройки
из конструктора «Я строю
замок ─ «Лексическая тема
«Дом»
Применяя этот приём:
● создаются оптимальные условия для мотивации детской речи
и потребности в ней
● обеспечивается условие общения - адресованность речи детей
● стимулируется и поддерживается речевая инициатива
(речевая активность) каждого ребёнка
● широко используются различные коммуникативные средства:
образно - жестовые, мимические, вербальные, интонационные;
● дети приучаются к планированию речевого высказывания;
● активно развивается словарь детей;
● дети легче осваивают другие речевые технологии.
Спасибо за внимание