ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников»
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА ПОМОГАЕТ РЕШИТЬ ОДНУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ТАК, КАК В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫНЕЗАМЕТНО АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА ЕГО РЕЧИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников»»
Сообщение из опыта работы:«Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников»
Выполнила воспитатель
Великанова Ксения Степановна
2017г.
Актуальность проблемы
Актуальность нашего исследования мы видим в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Объект, предмет
Объект исследования – театрализовано-игровая деятельность как средство развития и совершенствования речи, формирования фонематического слуха.
Предмет исследования - условия формирования фонематического слуха и развития речи в процессе театрализовано-игровой деятельности.
На основе сделанных выводов мы определили цель исследования – отобрать наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.
Задачи
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить основные направления исследования и выявить наиболее эффективные виды использования театрализовано-игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.
3. Сформулировать ведущие условия, обеспечив эффект в использовании театрализовано-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.
Гипотеза
Гипотеза: подбор различных видов театрализовано – игровой деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха дошкольников если:
Воспитатель понимает необходимость использования театрализовано – игровой деятельности как средства развития речи.
Отбираются эффективные приемы использования театрализовано – игровой деятельности для развития речи.
Театрализовано-игровая деятельность как средство развития речи будет использоваться осознано и систематически.
Методологическая основа
Методологическую основу нашего исследования составляет положение о развитии речи у дошкольников (М.М. Алекссева, В.И. Яшина, Г.А. Фомичёва, Л.П. Федоренко и др.), а также положение по вопросам развития речи детей в процессе театрализованной игровой деятельности (И. Ярославцева, С.Н. Томчикова, Н.С. Карпинская и др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления об положительном влиянии театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализовано-игровой деятельности могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.
Новизна исследования
Новизна исследования сформулирована в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Теоретические вопросы работы
Глава 1. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха
1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха
1.2 Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Глава 2. Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе
Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере познавательного развития:
-развитие разносторонних представлений о действительности
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата
Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере социального развития:
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
-воспитание культуры познания взрослых и детей
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
-развитие эмоций
Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере речевого развития:
-содействие развитию монологической и диалогической речи
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
-создание выразительного художественного образа
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов
Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере развития движений:
-согласование действий и сопровождающей их речи
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений
Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?
1. познакомить с разными типами театров
2. поставить спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры, осветители
3. организовать сцену
4. создать костюмы – на занятиях по ручному труду
5. работать над каждым спектаклем не менее 2 месяцев
Общая система организации работы:
1. знакомство с театром данного жанра
2. знакомство с текстом художественного произведения
3. освоение выразительных средств передачи образа
4. изготовление макетов, атрибутов, декораций
5. проигрывание содержания на макете
6. организация театральной постановки
Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Исследовательская работа проходила в три этапа:
-констатирующий этап: проходило диагностирование развития речи в группе старших дошкольников;
-формирующий этап, в ходе которого был подобран специальный цикл театрализованных игр, влияющих на развитие речи.
- контрольный этап , в ходе которого было проведено контрольное диагностирование развития речи старших дошкольников.
Констатирующий этап
Для работы и проведения констатирующего этапа были выбраны следующие методы :
Анализ ресурсного обеспечения;
Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;
Анализ календарно-тематического плана воспитания;
Анкетирование родителей и воспитателей;
Тестирование детей.
Анализ ресурсного обеспечения
В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.
В рамках информационно- методического обеспечения в методическом кабинете имеется следующая методическая литература :
1. М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду».
2. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
3. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».
Анализ ресурсного обеспечения
В рамках материально-технического обеспечения воспитатель использует на занятиях технические средства :
Музыкальный центр.
DVD плеер.
телевизор
В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал :
Иллюстрации.
Маски-шапочки.
Костюмы.
Театр кукол би-ба-бо.
Настольный театр.
Пиктограммы с изображением эмоций.
Наблюдение за речью детей
Наблюдение за речью детей показало: в своей речи дети используют редко сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас у большей части группы довольно скуден, редко используются прилагательные, наречия. Проблемы с грамматическим строем речи. Речь прерывистая.
Анализ календарно – тематического плана
Анализ календарно-тематического плана показал, что при использовании театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она используется в узком понятии, только как проведение утренников и инсценировки сказок в театральную пятницу.
Анкетирование родителей
Анкетирование родителей выявило, что интересуются обучением детей 100%, а занимаются систематически развитием речи детей только 25% родителей. Остальные мало уделяют время обучению детей и считают, что этим должны заниматься педагоги – 33% родителей, а так же театрализованная деятельность не является средством развития речи, а служит для развлечения и поднятия настроения.
Анкетирование родителей
Результаты анкетирования
№ п/п
Интересуетесь ли вы воспитанием детей
1
2
Да
Назовите источники которые вы используете для воспитания и обучения детей
Занимаетесь ли вы развитием речи ребенка (пояснить как)
Да
3
Книги, интернет
Какие формы общения с ребенком используете(чтение, вопросы, заучивание)
С помощью развивающих пособий
4
Книги по воспитанию
Да
Как часто занимаетесь с ребенка (ежедневно, 1 раз в неделю)
Да
Чтение книг
5
интернет
Заучивание наизусть, чтение худ. литер., ответы на вопросы
По вашему мнению роль театрализованной деятельности в воспитании ребенка
Чтение худ. литературы, заучивание наизусть
Компьютерные программы
6
2 раза в неделю
книги
Да
Да
Развивающие книги
1 раз в неделю
Общее развитие
Чтение худ. литературы, заучивание наизусть
Телевизор
При помощи развивающих пособий и телепередач
Развитие коммуникативных способностей
Каждый день
Затруднились с ответом
Чтение худ. литературы, заучивание наизусть
Каждый день
Затруднились с ответом
Общее развитие
Заучивание наизусть, чтение худ. литер., ответы на вопросы
Заучивание наизусть
Общее развитие, развлечение
2 раза в неделю
1 раз в неделю (но ответ неуверенный)
Общее развитие, развлечение
развлечение
Анкетирование родителей
Результаты анкетирования
7
Да
8
Затруднились с ответом
9
Да
Да
Затруднились с ответом
Затруднились с ответом
10
Считают достаточным занятия в д.с
Заучивание наизусть
Затруднились с ответом
11
Да
Да
Затруднились с ответом
1 раз в неделю (но ответ неуверенный)
Затруднились с ответом
Заучивание наизусть
12
Затруднились с ответом
Считают достаточным занятия в д.с
развлечение
1 раз в неделю (но ответ неуверенный)
Затруднились с ответом
Да
1 раз в неделю (но ответ неуверенный)
Считают достаточным занятия в д.с
Затруднились с ответом
Затруднились с ответом
развлечение
Считают достаточным занятия в д.с
развлечение
Затруднились с ответом
Не занимаются
Не занимаются
Ни чего
Затруднились с ответом
Ни чего
1 раз в неделю (но ответ неуверенный)
развлечение
Анкетирование родителей
100% педагогов считают необходимым использование театрализовано-игровой деятельности в воспитательном процессе, но испытывают трудности из-за низкого уровня воспитанности и высокого количества иноязычных детей. А так же 67% педагогов жалуются на отсутствие помощи со стороны родителей, даже иногда в такой мелочи как разучивания роли. И еще одна из важных проблем языковой барьер.
Анкетирование родителей
Результаты анкетирования воспитателей
№ вопр.
Ф.И.О. воспитателя
1
Аванесова А.С.
Включаете ли вы в план работы театрализованную деятельность.
2
Булычева Г.А.
Считаете ли вы необходимым детям заниматься театрализованной деятельностью.
Да
3
Да. Театральная пятница.
Какие затруднения испытываете при проведении театрализованной деятельности.
Томарова Ф.Т.
Да
Да
Языковой барьер. Родители не воспринимают театрализованную деятельность как средство обучения.
Да
Да
Языковой барьер. Нет помощи от родителей.
Языковой барьер. Нет помощи от родителей.
Диагностика речевого развития
Вопросы диагностики речевого развития детей относятся к наиболее трудным и малоизученным проблемам, поскольку речь – сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям. Она опосредует другие психические процессы, является орудием познания, общения, самовыражения. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.
Целью констатирующего этапа являлась диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для своей диагностики мы выбрали 2 задания, в которых более широко охватывают показатели развития речи: пересказ текста и составления рассказа-описания.
Методика обследования
Для изучения уровня развития речи детей используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать не большие по объёму незнакомые рассказ или сказку (Приложение 3).
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям
1. Понимание текста
Правильно ли ребёнок формулирует основную мысль
2. Структурирование текста
Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)
3. Лексика
Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
4. Грамматика
Правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения
5. Плавность речи
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста
Анализ
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.
Анализ
Содержание основных уровней развития речи детей старшего дошкольного возраста
Низкий уровень
Средний уровень
допускаются содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников)
Высокий уровень
в рассказе допускаются пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляется интерес к речевому общению, но нет активности
хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении
Констатирующий этап
На втором этапе исследования нужно было:
1. Описать предложенную игрушку;
2. Придумать театрализованную игру по данным игрушкам.
При этом оценивается способность самостоятельно описать игрушку, использование разнообразных средств выразительности, умение самостоятельно придумать сюжет своего рассказа. Каждое задание оценивалось по двухбалльной системе (2 балла – если ребенок сам смог описать игрушку и придумать игру, 1 балл при помощи наводящих вопросов педагога, 0 баллов, если не справился с заданием.
Таким образом, на основе приведённых упражнений было проведено констатирующие тестирование.
Исследовательская база
Исследовательская база:МКДОУ
№9 «Алёнка» пос. Новоульяновский.
В исследовании приняло участие 12 детей в возрасте 5 – 6 лет. По времени исследовательская работа заняла 3 месяца.
После проведённого исследования были получены следующие результаты:
1 ребёнок (8%) имеет высокий уровень развития речи. Для Полины Г. характерно хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.
3 ребенка (25%) имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.
8 детей (67%) имеют низкий уровень развития связной речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Уровни развития
Таблица
Уровень развития
Количество человек
Высокий
Средний
1
%
3
8%
Низкий
25%
8
Всего
10
67%
100%
Диаграмма развития речи при использовании методики «пересказа текста» у детей старшей группы на констатирующем этапе
Выводы
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы: у 67% детей отмечается значительное отставание в развитии речи.
Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию речи у дошкольников. Для повышения речевого развития детей мы в своей практической работе будем использовать театрально-игровую деятельность.
Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности
Следующий этап практической деятельности – формирующий.
Цельданного этапа – работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности.
Был разработан план занятий, который включает в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления.
Условия
Для того чтобы наша работа оказалась успешной мы соблюдали некоторые обязательные условия:
Прежде всего, это наличие речевого образца – сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.
Расширяли детские представления и формировали словарь в связи с содержанием литературного произведения.
Проведение формирующего этапа
Работали над содержанием, образами сказки после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик, особенностей литературных героев:
– рассматривание иллюстраций к сказке – выделение особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика и др.), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
– самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
– повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
- пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
Проведение формирующего этапа
Целенаправленно использовали приемы активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников:
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
- упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» – зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
- разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации – просьбы, вопроса, удивления, суждений и др.
- пересказ сказки по ролям;
– проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
– упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный.
Цельконтрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем на момент констатирующего тестирования. С этой целью было проведено контрольное тестирование. Контрольное тестирование проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе.
Проведение контрольного этапа
Проводя повторное диагностирование уровня развития речи после формирующего этапа, мы использовали виды заданий аналогичные первым, пересказ и рассказ-описание. Для пересказа мы взяли рассказ «Братишка» В.Вересаев (Приложение №7). В результате тестирования были получены следующие результаты.
25% детей имеют высокий уровень развития связанной речи. Для них характерно хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.
50% детей имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.
25% детей имеют низкий уровень развития речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Уровни развития
Таблица
Уровень развития
Количество человек
Высокий
Средний
3
%
6
25%
Низкий
50%
3
Всего
12
25%
100%
Диаграмма диагностики развития речи при использовании методики «пересказа текста» и «рассказ-описание» у детей старшей группы в контрольном тестировании
Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного тестирования
Выводы
В результате совместных усилий педагога и родителей произошли заметные изменения в детской речи, показатели низкого уровня уменьшились почти в 2.5 раза, 50% детей имеют средний уровень.
Результаты формирующего этапа:
- расширились представления об окружающем мире;
- значительно расширился детский словарь;
- улучшилась звуковая культура речи (четкость произношения, интонационная выразительность и др.;
- речь стала более связной (диалогическая, монологическая);
- освоили грамматический строй родного языка.
Выводы
Дошкольники легко стали пересказывать сказки, рассказы, выразительно читают стихи, в повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы и поговорки, знают много загадок, проявляют интерес к выполнению творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения.
В целом по результатам практического исследования, мы сделали обобщающий вывод о том, что позитивная динамика показателей развития речи у дошкольников имеет позитивную тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности. То есть, мы доказали гипотезу, которая была нами выдвинута в начале нашего исследования.
Заключение
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время.
Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий.
Так же мы выяснили, что большая часть родителей не знают как можно развивать речь ребенка, помимо занятий по развитию речи.
Результаты исследование показали на констатирующем этапе уровень развития речи был очень низок у 67% детей, 25% средний и лишь 8% высокий.
Мы разработали комплекс занятий постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. После формирующего этапа мы увидели очень продуктивные результаты: детей с низким уровнем развития речи осталось 25%, столько же высокий уровень и 50% средний.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Развитие словаря:
уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
закрепить навык мягкого голосоведения;
воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Обучение элементам грамоты:
закрепить понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Развитие связной речи и речевого общения:
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
Формировать умение придумывать игровую ситуацию;
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.