Просмотр содержимого документа
«Презентация РППС О.Н.Денисова»
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в разных возрастных группах
Выполнила: О.Н. Денисова
г.Шарыпово 2017г.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И.Тихеева
Актуальность:
Среда, в образовательном учреждении- это среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. «Это- человеческое творчество, это культура». Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование её требует от педагога фантазии и разнообразных способов её создания.
Развивающая предметно-пространственная среда
-часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укреплением их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Предметно-развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности, не содержать пестроты, перегрузки предметами и иллюстративным материалом и организованна так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребёнка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
Дидактические принципы построения РППС
Принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребёнком темы, сюжета, игрового материала, места и времени деятельности;
Принцип универсальности позволяет детям и воспитателям строить и, менять развивающую среду, трансформируя её в соответствии с видами детской деятельности, её содержанием и перспективами развития;
Принцип системности представлен взаимообратной связью отдельных элементов среды между собой, составляющими целостное развивающее поле;
Принцип гуманности, который позволяет выстраивать отношения в системе «воспитатель- воспитанник» на взаимоуважении, бережном отношении к личности;
Культурологический принцип, позволяющий каждому ребёнку освоить основы культуры: поведения, общения, мышления, деятельности и др.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте
Для детей этого возраста- необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
в младшем дошкольном возрасте резко возрастает двигательная активность малышей, развиваются различные виды движений.
В связи с этим, в младших группах создаётся «Центр движений и подвижных игр», который стимулирует двигательную активность детей. Центр оснащён специальным спортивным оборудованием (горка, лестницы, дуги и др.) и инвентарём.
Для развития у младших дошкольников сенсорных способностей создаётся «Сенсорный центр», в котором находятся игры, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного внимания, осязания, обоняния, мелкой моторики руки.
В сенсорном центре особое место уделяется играм с водой и песком, для проведения с ними первых опытов и экспериментов.
Игра - способствует созданию у детей весёлого жизнерадостного настроения, побуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Для обогащения игрового опыта ребёнка создан «игровой центр». Он содержит игрушки, мебель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для ряженья.
«Центр книги» предназначен для воспитания у детей интереса к книге, формирования интереса самостоятельно добывать новую информацию.
Наряду с любимыми книжками в центре находятся различные виды театра, маски, атрибуты для разыгрывания сказки.
Ближе к 4-м годам целесообразно организовать «Центр для развития навыков исследовательской деятельности». Он предусматривает наличие оборудования для исследовательской деятельности с предметами и явлениями живой и неживой природы.
В младшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания, незаменимыми помощниками в этом являются обучающие и развивающие игры: различные конструкторы, игры-шнуровки, пазлы, мозаики и т.д.
Для этого организуется центр «Учимся и конструируем».
Центр «Маленькие строители» оснащён строительным материалом и модулями большого и среднего размера, а также мелким строителем и игрушками для обыгрывания построек.
Строительные игры помогают развивать у детей конструктивные способности, навыки общения и взаимодействия со сверстниками.
РПП среда в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
В материальном окружении дошкольника должны присутствовать игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающий эффект, разнообразные предметы заместители: природный материал, дощечки, верёвки, поролон, картон, бумага и прочие. Именно предметы заместители – и модули обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребёнку активно манипулировать ими, менять сюжет без особых материальных затрат.
Дети среднего дошкольного возраста испытывают острую потребность в движении и быстро утомляются, если она не удовлетворяется. Поэтому «Спортивный центр» должен быть оснащён новым оборудованием: мишени, кольцебросы, «Дорожки движения» или «Физкультурная тропа», где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребёнком. «Спортивный центр» способствует повышению двигательной активности, профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Наиболее удовлетворяет интерес детей к познанию окружающего центр «Мы познаём мир», где дети учатся устанавливать связи и закономерности в природе и окружающей действительности, ухаживать за комнатными растениями и животными.
Дети начинают проявлять более активный интерес к рисованию. Предлагается организация «Центра художественного творчества». Наряду с традиционным оборудованием для рисования, лепки, аппликации, предлагаются детям магнитные и восковые доски, «Волшебные экраны», самоклеящаяся плёнка.
Предлагается центр «Учимся считать». В него входят, прежде всего, дидактические игры на сравнение предметов по цвету, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей.
Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно многообразным и периодически менялся(1 р. в 2 мес.).
«Музыкальный центр» и центр «Мы играем в театр» предназначен для развития у детей чувства ритма, музыкальной памяти, умения эмоционально передавать различные образы и действия, а также для ознакомления с музыкальными инструментами.
РПП в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно- волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
ППР организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться по общим интересам ( конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность, экспериментирование). Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
У детей появляется интерес к проблемам, выходящих за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить жизненный опыт ребёнка
Для обучения детей грамоте и развития речи создаётся центр «Развития речи», содержащий дидактические игры (направленные на совершенствование звукового анализа слов, анализа и синтеза предложения и т.д.), в том числе и авторские, серии сюжетных картинок, лото, домино, альбом « Наш город» (рисунки и рассказы детей о нашем городе) и др.
В центре «Наша лаборатория» широко используется опытно-экспериментальная деятельность с предметами в действии и явлениями (часы, термометры, наборы копировальной бумаги и т.д.). Деятельность детей в этом центре обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, а также поддерживает детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
В старших группах целесообразно создать центр «Географии», в котором могут находиться глобусы, географические карты, макеты, развивающие игры для самостоятельной деятельности.
Создавая развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Вывод:
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.