Просмотр содержимого документа
«Презентация:"Риноалалия"»
Ринолалия
Выполнила:
Михайлова Анастасия студентка 3 курса группы «в»
Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса , обусловленное органическим поражением периферического отдела речевого аппарата. В центральном отделе тоже есть нарушения – вторичное функциональное - не сформированность нейродинамических путей.
Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.
Классификация ринолалии
Открытая
Закрытая
Смешанная
Открытая
Механизм : нарушение целостности перегородки между носовой и ротовой полостью.
Этиология : наследственность, воздействие неблагоприятных факторов на плод в период формирования костей черепа, герпес , переизбыток витамина А, травмы .
Симптомы : тотальное нарушение звукопроизношения из- за неправильного положения языка в ротовой полости . Нарушение тембра голоса – назальный оттенок из-за гиперрезонии носовой полости. Нарушение работы мимических мышц(втягивание крыльев носа).
Закрытая
Механизм : уменьшение обьема носового резонатора, вплоть до нарушения носового дыхания .
Симптомы : нарушение звукопроизношения носовых звуков [м], [мь], [н], [нь], они заменяются на [б], [бь], [д], [дь] . Нарушение тембра голоса – назальный оттенок голоса из-за гипорезонирования носовой полости. Нарушение физиологического дыхания – через рот.
Смешанная
Механизм : совокупность механизмов открытой и закрытой ринолалии - нарушение целостности перегородки между носовой и ротовой полостью, уменьшение обьема носового резонатора, вплоть до нарушения носового дыхания
Этиология : совокупность причин вызывающих открытую и закрытую ринолалию - наследственность, воздействие неблагоприятных факторов на плод в период формирования костей черепа, герпес , переизбыток витамина А, травмы . Разращения носовой полости ( полипы, аденоиды, злокачественные и доброкачественные опухли , воспалительные заболевания – гайморит, франтиты ) .
Симптомы : совокупность симптомов открытой и закрытой ринолалии - тотальное нарушение звукопроизношения из- за неправильного положения языка в ротовой полости . Нарушение тембра голоса – назальный оттенок из-за гиперрезонии носовой полости. Нарушение работы мимических мышц(втягивание крыльев носа). нарушение звукопроизношения носовых звуков [м], [мь], [н], [нь], они заменяются на [б], [бь], [д], [дь] . Нарушение тембра голоса – назальный оттенок голоса из-за гипорезонирования носовой полости. Нарушение физиологического дыхания – через рот.
Обследование
Обследование этиологии – изучаем карту развития и собираем анамнез
Обследование механизмов – обследования специалистом челюстно-лицевым хирургом или отоларинголог или обоими.
Обследование симптомов – слушаем как ребенок произносит все звуки, при открытой ринолалии и закрытой обследуется тембр голоса, нарушения работы мимических мышц и физиологического дыхания 9обследуется визуально).
Обследование структуры нарушения – обследуется фонематический слух, звукослоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь , просодика.
Система коррекционной работы
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
I этап – подготовительный
Операционный период :
1 операция по сращению верхней губы – первые 10 дней после рождения.
Операция по сращению твердого и мягкого неба выполняется после 6 мес. по медицинским показаниям.
Дооперационный период : - массаж твердого неба (пальчиком, детская виброщетка) - артикуляционная гимнастика ( если можно)
Послеоперационный период : - массаж рубца в течении 6 мес. - артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика ( учим выдыхать через рот) - постановке звука приступаем только после того, как будет сформирован уверенный ротовой выдох.
[п] - [ф] После звуки ставятся по мере готовности ребенка к произношения" width="640"
II этап – основной
устранение симптомов речевой паталогии
Постановка звуков : от немецкой ( на твердой атаке) к французской школе ( на мягкой атаке) АА – ааа, сначала ставим [а],[э],[о] - [п] - [ф]
После звуки ставятся по мере готовности ребенка к произношения
Автоматизация :
Классическая
формирование нового навыка говорения – проговаривание речевого материала состоящего только из правильно произносимых звуков
Дифференциация звуков- способность ребенка произносить несколько смешанных звуков. Каждый вновь поставленный звук диференцируется в произношении со всеми правильно произносимыми.
Артикуляционная гимнастика
Вторичная профилактика
Дыхательная гимнастика
Голосовые упражнения : на развитие силы голоса, высоты голоса, умения изменять тембр голоса, изменять интонационную сторону голоса, тренируем выносливость голоса до первых признаков утомления.
III этап – заключительный
Закрепить новые навыки говорения ( проходит гораздо длиннее чем при дислалии)
Выполнять упражнения на отработку правил правильного навыка говорения
Закрепление более медленного темпа говорения
Отработка четкого произношения гласных звуков
Отработка произношения согласных звуков, в конце слов
Отработка произношения согласных в стечениях
Изучение ринолалии
Первые работы по ринолалии написаны врачами.
Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский (1875), П. Субботин (1894), М. И. Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.
Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский в 1870 г. сообщал, что периостальная уранопластика сделала самый замечательный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после уранопластики вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его по ширине и недостаточность подвижности.
Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчёркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.
Постановке правильного дыхания и голоса. (С. Борель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929).
Г. Гуцман - в разработанной им методике предлагается конкретная система упражнений для улучшения небно-глоточного затвора. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора или носового зажима.
Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.
Методика М. Е. Хватцева . Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым. Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.
Французское направление с некоторой модификацией развивалось в ряде работ советских авторов (Ф. A. Pay, E. Ф. Pay, З. Г. Нелюбова, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова). В этих работах указывалось на необходимость логопедической помощи при ринолалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеоперационной работе и лишь очень осторожно говорилось о возможности дооперационных занятий.
В 1931 году был опубликован реферат Ф. A. Pay «Дооперационные логотерапевтические упражнения при врожденных небных щелях». В 1933 г. выходит в свет «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости»
В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недостатков произношения» З. Г. Нелюбовой с краткой методической запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах.
В работах Т. Н. Воронцовой (1966) была проведена дифференциация логопедического воздействия после уранопластики у взрослых больных.
История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению небно-глоточного затвора. Для этого необходимо наличие небной занавески достаточной длины и подвижности и возможность смыкания с ней валика Пассавана. Существенное значение имеет также соотношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.
В связи с этим в процессе логопедических занятий необходимо работать не только над созданием условий для укрепления небно-глоточного затвора, но и учитывать всю симптоматику ринолалий, в частности дефектное положение языка в полости рта.