kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация проекта по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста "Умелые пальчики и волшебные дорожки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан на основе:

1. Комплекта корекционно-развивающих материалов - оригинальных рисунков-образцов для копирования и методического пособия "Волшебные обводилки" Зегебарт Г.М.;

2. Коррекционно-развивающей программы "Гимнастика для мозга" Ильичевой О.С.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста "Умелые пальчики и волшебные дорожки"»

Проект педагога-психолога  Талыгиной А.Ю.  по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста   «Умелые пальчики  и волшебные дорожки»

Проект педагога-психолога Талыгиной А.Ю. по развитию творческих способностей и мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста «Умелые пальчики и волшебные дорожки»

Вид проекта : творческий, развивающий Продолжительность :  долгосрочный Актуальность проекта
  • Вид проекта : творческий, развивающий
  • Продолжительность : долгосрочный
  • Актуальность проекта :

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз.

Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика основа развития психических процессов.

В связи с этим, необходимо комплексное коррекционное воздействие, которое поможет ускорить: созревание речевых областей; формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления, волевых усилий.  Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Основой и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики («гимнастика для мозга»), позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

В связи с этим, необходимо комплексное коррекционное воздействие, которое поможет ускорить: созревание речевых областей; формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, пространственного восприятия и мышления, волевых усилий.

Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Основой и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики («гимнастика для мозга»), позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

Анализ диагностических данных по:  методике «Домик», графической пробе «Заборчик», пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»  в старшей группе (начало учебного года) Имя, фамилия ребенка Параметры Максим Д. Точность движений при выполнении проб (уровень) низкий Денис Д. Скорость движений и уровень развития координации кисти руки (уровень) Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, сформированность пространственного восприятия (уровень) низкий Вика Ж. средний низкий низкий низкий Саша К. средний средний низкий Алеша П. средний низкий Вика Б. низкий средний низкий средний Вика К. Соня П. средний средний низкий средний Ярослава С. средний средний низкий низкий средний Эмиль Т. Жанна Е. средний средний низкий Саша З. средний низкий низкий низкий низкий низкий низкий низкий низкий

Анализ диагностических данных по:

методике «Домик», графической пробе «Заборчик»,

пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»

в старшей группе (начало учебного года)

Имя, фамилия ребенка

Параметры

Максим Д.

Точность движений при выполнении проб (уровень)

низкий

Денис Д.

Скорость движений и уровень развития координации кисти руки (уровень)

Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, сформированность пространственного восприятия (уровень)

низкий

Вика Ж.

средний

низкий

низкий

низкий

Саша К.

средний

средний

низкий

Алеша П.

средний

низкий

Вика Б.

низкий

средний

низкий

средний

Вика К.

Соня П.

средний

средний

низкий

средний

Ярослава С.

средний

средний

низкий

низкий

средний

Эмиль Т.

Жанна Е.

средний

средний

низкий

Саша З.

средний

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Таким образом, по результатам диагностики у большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие графомоторного навыка. А именно низкий и средний его уровни. Практически все дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.  Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию графомоторного навыка, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

Таким образом, по результатам диагностики у большинства детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие графомоторного навыка. А именно низкий и средний его уровни. Практически все дети пассивны при выполнении заданий и нуждаются в стимуляции педагога.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям по развитию графомоторного навыка, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

Основная цель проекта:  развитие двигательной сферы (крупных и мелких движений);  развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления;  развитие волевых качеств, навыков планирования и самоконтроля;  развитие творческих способностей.  Основные задачи проекта: повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук; развитие графомоторных навыков, плавности, скоординированности движений рук; развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений; развитие произвольной сферы; развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Основная цель проекта:

  • развитие двигательной сферы (крупных и мелких движений);
  • развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления;
  • развитие волевых качеств, навыков планирования и самоконтроля;
  • развитие творческих способностей.

Основные задачи проекта:

  • повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук;
  • развитие графомоторных навыков, плавности, скоординированности движений рук;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;
  • развитие произвольной сферы;
  • развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Педагогические принципы реализации проекта:

Педагогические принципы реализации проекта:

  • принцип единства диагностики и коррекции.
  • принцип системности и последовательности в подаче материала.
  • учет объема и степени разнообразия материала (переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения, увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно).
  • соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей.
  • соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • вариативность.
Формирование графомоторных навыков Улучшение координации Развитие произвольности Ожидаемый результат Развитие логического мышления Развитие воображения Развитие пространственных представлений Развитие памяти Развитие внимания

Формирование графомоторных навыков

Улучшение координации

Развитие произвольности

Ожидаемый результат

Развитие логического мышления

Развитие воображения

Развитие пространственных представлений

Развитие памяти

Развитие внимания

Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков:   упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж рук и пальчиковые игры.   упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов  (данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия).   упражнения на развитие направленных движений руки  (в процессе выполнения упражнений участвуют предплечье, запястье, пальцы рук; упражнения развивают физическую работоспособность, направленные движения руки).   Коррекционная работа проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Для осуществления практической цели были отобраны несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков:

  • упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж рук и пальчиковые игры.

  • упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов

(данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия).

  • упражнения на развитие направленных движений руки

(в процессе выполнения упражнений участвуют предплечье, запястье, пальцы рук; упражнения развивают физическую работоспособность, направленные движения руки).

Коррекционная работа проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Методическое обоснование проекта:  Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования, методическое пособие «Волшебные обводилки», комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».

Методическое обоснование проекта:

Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования,

методическое пособие «Волшебные обводилки»,

комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».

Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется, что следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. И тогда в результате получится полая линия, которую в дальнейшем можно будет заштриховать или раскрашивать.

Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Детям объясняется, что следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. И тогда в результате получится полая линия, которую в дальнейшем можно будет заштриховать или раскрашивать.

Эти рисунки предназначены для синхронизации работы обеих рук. Ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования. Дети действуют двумя руками одновременно. Контур обводится одновременно пальцами обеих рук в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно.

Эти рисунки предназначены для синхронизации работы обеих рук. Ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования. Дети действуют двумя руками одновременно. Контур обводится одновременно пальцами обеих рук в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно.

Структура и содержание: - Диагностический этап - Диагностический этап  5 – 6 лет: наблюдение: навыки самообслуживания - может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека.  6 – 7 лет: тест «Дорисовывание» (Т.Д. Марцинковская), срисуй, продолжи узор, рисунок человека. Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого и другие методики. - Основной этап - коррекционно-развивающие занятия. - Основной этап - коррекционно-развивающие занятия.  Частота, продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин., 1 раз в неделю, на протяжении учебного года.).  - Заключительный этап.   - Заключительный этап.   Занятия проводятся в малой группе (5-6 детей).

Структура и содержание:

- Диагностический этап

  • - Диагностический этап

5 – 6 лет: наблюдение: навыки самообслуживания - может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека.

6 – 7 лет: тест «Дорисовывание» (Т.Д. Марцинковская), срисуй, продолжи узор, рисунок человека. Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого и другие методики.

- Основной этап - коррекционно-развивающие занятия.

  • - Основной этап - коррекционно-развивающие занятия.

Частота, продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин., 1 раз в неделю, на протяжении учебного года.).

- Заключительный этап.

  • - Заключительный этап.

Занятия проводятся в малой группе (5-6 детей).

Структура занятий: (вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия) I - приветствие: создание позитивного настроя, доверительной атмосферы. Упражнение « Ручеек радости » .

Структура занятий:

(вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия)

I - приветствие: создание позитивного настроя, доверительной атмосферы. Упражнение « Ручеек радости » .

II - ритмирование: предваряется питьем чистой воды.

II - ритмирование: предваряется питьем чистой воды.

1. Упражнение « Кнопки мозга », 2. Упражнение « Перекрестные движения »,

1. Упражнение « Кнопки мозга »,

2. Упражнение « Перекрестные движения »,

3. Упражнение « Крюки » (3 части)

3. Упражнение « Крюки » (3 части)

III - упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж ушей, кончика носа, ладоней.

III - упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж ушей, кончика носа, ладоней.

IV - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц, синхронизация работы рук и глаз.

IV - синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц, синхронизация работы рук и глаз.

V - упражнения для развития графомоторных навыков: - обводка, копирование рисунков.

V - упражнения для развития графомоторных навыков:

- обводка, копирование рисунков.

Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у детей как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования рисунков образцов.

Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у детей как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования рисунков образцов.

После того как ребенок научится обводить весь контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах – лишь отдельных частей образца (карандашом или фломастером), затем объем работы увеличивается.

После того как ребенок научится обводить весь контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах – лишь отдельных частей образца (карандашом или фломастером), затем объем работы увеличивается.

VI - упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение; VII - Прощание, итоги.

VI - упражнения на расслабление, психогимнастика - отдых, расслабление, успокоение;

VII - Прощание, итоги.

Копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки. Данные материалы создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка.

Копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки. Данные материалы создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка.

Результат диагностических данных по:  методике «Домик», графической пробе «Заборчик», пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»  в старшей группе (в конце учебного года) Имя, фамилия ребенка Параметры Максим Д. Точность движений при выполнении проб (уровень) низкий Денис Д. Скорость движений и уровень развития координации кисти руки (уровень) Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, сформированность пространственного восприятия (уровень) средний Вика Ж. средний средний средний низкий Саша К. средний средний низкий Алеша П. средний средний Вика Б. низкий низкий средний средний Вика К. Соня П. средний высокий средний высокий Ярослава С. средний высокий средний средний средний Эмиль Т. Жанна Е. средний высокий низкий Саша З. высокий средний низкий средний средний низкий средний средний низкий

Результат диагностических данных по:

методике «Домик», графической пробе «Заборчик»,

пробе Н.И. Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь»

в старшей группе (в конце учебного года)

Имя, фамилия ребенка

Параметры

Максим Д.

Точность движений при выполнении проб (уровень)

низкий

Денис Д.

Скорость движений и уровень развития координации кисти руки (уровень)

Умение ориентироваться на образец, точно скопировать его, сформированность пространственного восприятия (уровень)

средний

Вика Ж.

средний

средний

средний

низкий

Саша К.

средний

средний

низкий

Алеша П.

средний

средний

Вика Б.

низкий

низкий

средний

средний

Вика К.

Соня П.

средний

высокий

средний

высокий

Ярослава С.

средний

высокий

средний

средний

средний

Эмиль Т.

Жанна Е.

средний

высокий

низкий

Саша З.

высокий

средний

низкий

средний

средний

низкий

средний

средний

низкий

Анализ динамики развития графомоторного навыка, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволил сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств в старшей группе за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.   Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.   Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности, умеют работать по заданному образцу, умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умеют контролировать собственные действия и т.д.

Анализ динамики развития графомоторного навыка, крупной и мелкой моторики, произвольной сферы, пространственных представлений и пр. позволил сделать вывод о повышении уровня развития исследуемых качеств в старшей группе за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития и уменьшения детей с низким уровнем развития.

Таким образом, в результате использования современных технологий и новых подходов к организации образовательного процесса у большинства исследуемых детей дошкольного возраста сформированы предпосылки, которые необходимы для осуществления учебной деятельности.

Вывод: большинство детей данной подгруппы владеют предпосылками учебной деятельности, умеют работать по заданному образцу, умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, умеют контролировать собственные действия и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Талыгина Анна Юрьевна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 367967


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства