Презентация темы самообразования "Развитие речи дошкольников с нарушением интеллекта"
Презентация темы самообразования "Развитие речи дошкольников с нарушением интеллекта"
Предметно - развивающая среда в детском саду организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира. Регулярно проводятся игры с водой, песком, с сухим бассейном. Для сухого бассейна используются различные виды круп, пуговицы, бумага, цветные шарики и т.д. Этот вид деятельности направлен на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация темы самообразования "Развитие речи дошкольников с нарушением интеллекта"»
Организацияпредметно-развивающейсреды
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;
соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
учет всех направлений развития ребенка;
разнообразие сред, их рациональное расположение;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения среды.
Задачи предметно-развивающей среды:
обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Основные функции предметно-развивающей среды:
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.
Принципы построения развивающей среды в ДОУ
дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
стабильности – динамичности , предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования , реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
открытости – закрытости , т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
* Для детей со сложной структурой дефекта ведущей деятельностью является обучение. * У детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. * В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. * В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость. * Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке. * Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для этих детей затруднено правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом, недифференцированно воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.
Уголок развития речи:
Увеличивать пассивный и активный словарь.
Произносить правильно слова, имеющиеся в активном словаре.
Учить задавать вопросы и отвечать на них, грамматически правильно оформлять высказывания.
Составлять небольшие рассказы.
Учить пересказывать сказки, рассказы.
Театр
Развитие мелкой моторики
Уголок сюжетно-ролевых игр
Создание необходимой игровой среды
Непосредственное руководство играми детей.
Использовать такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Парикмахерская
Магазин
Дом
Уголок конструирования
Развитие представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность),
Развитие навыков сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома.
Учит понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Строим дом
Уголок ряженья
Способствует глубокому, сложному процессу преобразования и усвоения опыта, почерпнутого ребенком из окружающей его среды.
Наличие предметов, окружающих ребенка в быту.
В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».
Дружба народов мира
Уголок книги
Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовывать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.);
Мы любим читать
Уголок спорта
Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия.
Профилактика простудных заболеваний.
Мы смелые, умелые
Уголок природы
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни), где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность, бережное и заботливое отношение к растениям.
Дети учатся видеть красоту, находить эстетические свойства растений.
В повседневной жизни у дошкольников в уголке природы воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.
Ухаживаем за цветами
Уголок воды
Рекомендуется для детей, которые нуждаются в тактильных ощущениях, испытывающих эмоциональное напряжение.
Можно также организовать «график очерёдности игры».Это помогает воспитывать многие социальные навыки ребёнка (умение общаться, партнёрство, выдержку) .
Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во время игр с водой у ребенка мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
Ловись рыбка большая и маленькая
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.