kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: «Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен как для воспитателей ДОО, так и для родителей будущих первоклассников в рамках "преемственности в работе детского сада и школы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текст к презентации»

Текст к презентации

на тему: «Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Презентация (приложение № 2)

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Формирование готовности детей к школьному обучению является одним из значимых и закономерных результатов педагогической деятельности специалистов ДОУ. Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки и стихийной деятельности участников педагогического процесса.

Подготовка – формирование и обогащение установок, знаний, умений, необходимых индивидууму для адекватного выполнения специфических задач. В нашем случае – для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Подготовка к школе – организация образовательной работы в ДОУ, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов.

Готовность к школе в психолого-педагогическом словаре определяется как итог воспитания и обучения детей в ДОУ и результат целенаправленной системной подготовки к школе. Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематичес-кому организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, его нервной системы, уровнем развития психических процессов, сформированностью личности ребенка. Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.

При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – “преемственность”. Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственность работы ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.

С поступлением в школу у детей-дошкольников осуществляется перестройка всей сферы взаимоотношений, прежде всего с родителями. Теперь ребенок оценивается с точки зрения его школьных успехов или неудач. Другими словами, родительская любовь иногда становится зависимой от школьных дел ребенка. Если все в порядке, его любят, если не в порядке – ругают. Изменяются и взаимоотношения с другими людьми. Ребенка спрашивают о школе, оценивают его с позиции успеха – неуспеха в школьном обучении. Это способствует затуханию познавательной потребности; формированию узкого представления о самом себе как о человеке, т.е. происходит полное отождествление себя с ролью школьника. Отсюда и особенности формирования самооценки, причем в зависимости от результата обучения.

Для того чтобы сформировать личностный, социальный, интеллектуальный и другие компоненты готовности, обеспечить успешность адаптации к школьным условиям, важно создать преемственный механизм взаимодействия ДОУ и школы.

При создании такого механизма ведущим становится принцип преемственности, который направляет педагогов на обогащение содержания, форм, методов обучения и воспитания и аккумулирует позитивные результаты на всех этапах работы с детьми. Преемственность предопределяет характер связей между этапами образовательного процесса в ДОУ и школе, позволяет предвидеть логику дальнейшего развития этого процесса. При переходе от одного возрастного этапа к другому усложняются потребности ребенка, характер его активности, новые функции выполняют разные виды деятельности. Вместе с тем продвижение ребенка происходит на основе имеющегося “багажа” (состояния здоровья, уровня физического, психического, личностного, интеллектуального, социального развития и т.п.), что делает особенно важным установление преемственных связей ДОУ и школы.

В общую психологическую готовность детей к школе ("школьную зрелость") включены следующие компоненты:

мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности;

волевая готовность предполагает умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном;

коммуникативная готовность предполагает определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

- психофизиологическая готовность это определенный уровень физического созревания ребенка, а также уровень зрелости мозговых структур, состояние основных функциональных систем организма и состояние здоровья ребенка, обеспечивающие соответствующее возрастным нормативам функционирование психических процессов . Готовность к школе подразумевает определенный уровень физического развития и соматическое здоровье ребенка, поскольку они оказывают существенное влияние на учебную деятельность. Дети, которые часто болеют и ослабленные физически, могут испытывать проблемы в обучении, даже при наличии высокого уровня развития познавательных процессов.

- личностная готовность ребенка к школе это наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, эмоциональной и волевой устойчивости, что обеспечивает успешность учебной деятельности;

- интеллектуальная готовность это соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от детей умственного труда, активизации способностей и познавательной деятельности.

Именно об интеллектуальной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста мы и поговорим сегодня.

Под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов – мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности.

Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

- сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;

- ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;

- понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);

- представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

Однако в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе акцент делается не на сумме усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровне развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;

- концентрация и устойчивость внимания;

- развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;

- логическая память;

- умение воспроизводить образец;

- сенсомоторная координация.

Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная зрелость ребенка в значительной степени отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению непосредственно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений (предпосылки словесно-логического мышления). Старшему дошкольнику приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые предполагают выделение и использование различных связей и отношений между объектами и явлениями. Любознательность и познавательная активность стимулируют использование детьми процессов мышления для познания окружающей действительности, которое выходит за границы их непосредственной практической деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность предусматривать заранее результаты своих мыслительных действий, планировать их.

Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

Внимание должно характеризоваться произвольным характером. Детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на необходимых объектах. С этой целью старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых. Память также должна включать элементы произвольности, способность к постановке и принятию мнемической задачи. Для их реализации необходимо использовать приемы, способствующие повышению продуктивности запоминания: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материале и др.

Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации и интеллектуальной активности ребенка.

Характеристика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Содержание интеллектуальной готовности к обучению

Запас знаний, кругозор

Элементарные понятия: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество; ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках; понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);

представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год)

Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности

Элементарные представления о специфическом содержании обучения;

вводные навыки (умение читать, прямой и обратный счет в пределах 10 и т.д.);

навыки учебной работы (посадка за партой, ориентация на странице в тетради, умение действовать в соответствии с правилом и т.д.)

Развитие когнитивных процессов

Умение выделять существенное; умение видеть сходство и различие; способность к сосредоточению; умение вспомнить необходимую информацию; способность к объяснениям и рассуждениям; умение обобщать и дифференцировать; понимание речи;

способность формулировать высказывания для выражения своих мыслей; правильное произно-шение; развитый фонематический слух; познаватель-ная активность.


Е.Н. Ращикулина разработала показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основываясь на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Л.А. Венгер и др.), а также на принципах мышления – природо-сообразности, культуросообразности и дополнительности.

Показатели интеллектуальной готовности

Образный компонент

Вербальный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные

2. Зрительная память на образной основе

2. Слуховая память на речевой основе

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа

5. Эвристичность мышления

5. Критичность мышления

Кроме того, при разработке показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению ею была учтена идея Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образует новые устойчивые, ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых диффузных, “неясных знаний”, правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.


Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

– учет целостности, ассиметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания;

– процесс познания сущности имеет два аспекта: логико-дискурсивный – осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный – связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления;

– понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;

– учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания;

– методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления;

– интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка.

Единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учет вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению создает у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

Из всего вышесказанного видно, что формирование готовности детей к школьному обучению является одним из значимых и закономерных результатов педагогической деятельности специалистов ДОУ.

Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки и стихийной деятельности участников педагогического процесса.

Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации (Децентрация (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной) и интеллектуальной активности ребенка.



Просмотр содержимого презентации
«Гусарова С.Ф. дистант Приложение №2 Презентация по учебной дисц. Преемственность»

Презентация Тема: «Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Выполнила воспитатель ГБОУ Лицей №1571 Дошкольное отделение «Конфетти» Гусарова Светлана Феликсовна

Презентация

Тема: «Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Выполнила воспитатель ГБОУ Лицей №1571 Дошкольное отделение «Конфетти»

Гусарова Светлана Феликсовна

Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях. Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих: - сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество; - ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках; - понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение); - представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.

Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

- сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;

- ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;

- понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);

- представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам: - дифференцированность, избирательность и целостность восприятия; - концентрация и устойчивость внимания; - развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями; - логическая память; - умение воспроизводить образец; - сенсомоторная координация.

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;

- концентрация и устойчивость внимания;

- развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;

- логическая память;

- умение воспроизводить образец;

- сенсомоторная координация.

Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие.

Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

Характеристика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Запас знаний, кругозор

Содержание интеллектуальной готовности к обучению

Элементарные понятия: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество; ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках; понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);

Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности

представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год)

Элементарные представления о специфическом содержании обучения;

Развитие когнитивных процессов

вводные навыки (умение читать, прямой и обратный счет в пределах 10 и т.д.);

Умение выделять существенное; умение видеть сходство и различие; способность к сосредоточению; умение вспомнить необходимую информацию; способность к объяснениям и рассуждениям; умение обобщать и дифференцировать; понимание речи; способность формулировать высказывания для выражения своих мыслей; правильное произношение; развитый фонематический слух; познавательная активность.

навыки учебной работы (посадка за партой, ориентация на странице в тетради, умение действовать в соответствии с правилом и т.д.)

Е.Н. Ращикулина ( профессор, доктор педагогических наук,  Магнитогорского государственного педагогического института, факультет дошкольной педагогики,), разработала показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основываясь на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Л.А. Венгер и др.), а также на принципах мышления – природо-сообразности, культуросообразности и дополнительности. Кроме того, при разработке показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению ею была учтена идея Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образует новые устойчивые, ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых диффузных, “неясных знаний”, правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.

Е.Н. Ращикулина ( профессор, доктор педагогических наук, Магнитогорского государственного педагогического института, факультет дошкольной педагогики,), разработала показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, основываясь на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Л.А. Венгер и др.), а также на принципах мышления – природо-сообразности, культуросообразности и дополнительности.

Кроме того, при разработке показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению ею была учтена идея Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образует новые устойчивые, ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых диффузных, “неясных знаний”, правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.

Показатели интеллектуальной готовности по Е.Н. Ращикулинаой Образный компонент Вербальный компонент 1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета 1.  Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные 2. Зрительная память на образной основе 2. Слуховая память на речевой основе 3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) 3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов 4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза 4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа 5. Эвристичность мышления 5. Критичность мышления Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает,: во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка; во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

Показатели интеллектуальной готовности по Е.Н. Ращикулинаой

Образный компонент

Вербальный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные

2. Зрительная память на образной основе

2. Слуховая память на речевой основе

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа

5. Эвристичность мышления

5. Критичность мышления

Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает,:

во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка;

во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

учет целостности, ассиметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания;

процесс познания сущности имеет два аспекта: логико-дискурсивный – осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный – связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления;

понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;

учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания;

методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления;

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка.

Таким образом, единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учет вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению создает у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

Таким образом, единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учет вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению создает у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки и стихийной деятельности участников педагогического процесса. Из всего вышесказанного видно, что формирование готовности детей к школьному обучению является одним из значимых и закономерных результатов педагогической деятельности специалистов ДОУ.

Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки и стихийной деятельности участников педагогического процесса.

Из всего вышесказанного видно, что формирование готовности детей к школьному обучению является одним из значимых и закономерных результатов педагогической деятельности специалистов ДОУ.

Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации и интеллектуальной активности ребенка.

Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации и интеллектуальной активности ребенка.

Рекомендуемая литература   1. Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. – М., 2000. 2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М, 2002. 3. Психолого-педагогический словарь/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1999. http://www.irbis.vegu.ru/repos/12053/HTML/12.htm http://www.blyo.ru/referaty_po_psixologii/kursovaya_rabota_intellektualnaya.html http://studme.org/1611072225803/psihologiya/problema_gotovnosti_rebenka_shkolnomu_obucheniyu

Рекомендуемая литература

 

1. Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. – М., 2000.

2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М, 2002.

3. Психолого-педагогический словарь/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1999.

http://www.irbis.vegu.ru/repos/12053/HTML/12.htm

http://www.blyo.ru/referaty_po_psixologii/kursovaya_rabota_intellektualnaya.html

http://studme.org/1611072225803/psihologiya/problema_gotovnosti_rebenka_shkolnomu_obucheniyu


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Гусарова Светлана Феликсовна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства