Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития»
Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников
Выполнила: Сердюкова Т.А.
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №18
«Журавушка»
первая
квалификационная категория
Организация развивающей среды в
ДОУ с учетом ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность
наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его способностей, интересов
и уровня активности.
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Речевое развитие по ФГОС:
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Компоненты речевой развивающей среды
речь педагога
методы и приемы, направленные на
развитие речи
специальное оборудованные центры
речевой деятельности для каждой
возрастной группы
Требования к речевой развивающей среде
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность
Создавая предметно — развивающую среду, мы руководствовались следующими критериями:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и инициативности ребенка.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Форма и дизайн предметов ориентированы на возраст детей, безопасность и эстетичность.
С целью создания эффективной развивающей предметно – пространственной среды по развитию речи, в группе оформлен познавательно – речевой уголок, предоставляющий возможность каждому ребенку действовать самостоятельно. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физкультминуток, дидактические игры, пособия, материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Оборудование и
наполнение центра развития речи
Центр - Книжный мир
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевого развития: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.
Книги в уголке периодически меняются, в зависимости от сезона, календарно-тематического плана. Организуются выставки книг одного писателя.
Для развития речи используем наборы предметных, сюжетных картинок
Для обучения грамоте используется магнитная доска, наборы магнитных букв, слогов
Азбука-пазл
Книги и пособия по обучению грамоте
Разрезная азбука, азбука в стихах
В речевом уголке находятся различные пособия и дидактические игры для развития речи и обучения грамоте
Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.
Многие пособия и игры изготовлены своими руками
В группе созданы и пополняются картотеки сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики
Театр как одна из форм развития речи детей
С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию голоса. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.
Предметно-развивающая среда нашей группы оснащена различными видами театра
Магнитный театр
Настольный театр
При показе театральных постановок отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая .
Театральная деятельность – один из самых любимых видов досуга наших детей .
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем обновлению игровой предметно-развивающей среды.
Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми
Предметно-развивающая среда по развитию речи позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, творчества, в ней дети реализуют свои индивидуальные способности. Предметно-развивающая среда в нашей группе построена с учетом развития всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для разностороннего развития личности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.