Одно из главных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильная организация предметно-развивающей среды позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является главным и важным средством формирования личности ребенка, а также является источником его знаний и социального опыта.
Предметно-развивающая среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда в младшей группе »
Приемная
Группа
Кукольный уголок
В процессе игры мы формируем у детей элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Созданные условия благоприятствуют доброжелательности, чуткости. Воспитывают и развивают образ Я. Совместная игра доставляет детям радость, дает возможность для взаимодействия, активного речевого общения.
Мини-маркет
Созданные условия помогают малышам учиться общаться со сверстниками. Вести доброжелательный диалог. Игра обогащает знания об окружающем мире. В такой игре создаются предпосылки для воспитания доброты и отзывчивости.
Парихмахерская
Парикмахерская наполнена всеми игровыми атрибутами, которыми дети умело, пользуются во время игры. В начале, приходилось ведущую роль в игре брать на себя, потому что дети были маленькие и у них не было жизненного опыта. Исполняя свою роль вместе с воспитателем, подражая ему дети не только осмысливают и уточняют свои знания о труде взрослых, но и усваивают нормы общественного поведения. Сейчас дети сами придумывают сюжет игры и выбирают сверстников, с кем желают играть.
Уголок сенсорики
Учитывая предпочтения детей к яркому, крупному и внешне привлекательному оборудованию, мы используем специальные игрушки (вкладыши, пирамидки, шнуровки, игрушки – забавы, а также пластиковые коробки, контейнеры). Ориентируясь на интересы детей, мы часть материалов заменяем и переставляем оборудование. Это практикой показано, что уже после двух месяцев функционирования вновь созданной среды ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами.
Природный уголок
Согласно с требованиями СанПиНа в группе выделено отдельное место. В нашем природном уголке находятся растения, мы проводим наблюдения и учим детей правильно ухаживать за растениями. Созданная развивающая среда помогает нам обогатить память детей, активизировать их мыслительные процессы, развивать творческие способности, формировать трудовые навыки. Учим проявлять интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе, наблюдать сезонные изменения.
Кукольный театр
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланелеграф, настольный театр, пальчиковый. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Патриотический уголок
Мы стараемся воспитывать патриотичекие чувства у детей, прививать любовь к Родине. На наш взгляд это очень актуальная тема на сегодняшний день.
Книжный уголок
Созданные условия вызывают интерес к книгам, рассматривания иллюстраций. Помогают формировать интерес и потребность в чтении.
Уголок дидактических игр
Строительный уголок
Детям нашей группы нравится строить, они часто затевают увлекательные игры с постройками. Потому вначале у них мы формируем необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию.
« Гараж»
Спортивный уголок
Подбор атрибутов, инвентаря влияет на формирование двигательных навыков, спортивную активность детей. Способствует развитию взаимопомощи, уважения друг к другу, воспитанию соревновательного духа.
Музыкальный уголок
В музыкальном уголке мы разместили музыкальные инструменты (барабан, металлофон, трещотки, погремушки), магнитофон и диски с записями песенок и музыкальных произведений для прослушивания и танцев, которые доставляют детям много радостных минут, также имеются музыкально – дидактические игры. Все это способствует развитию музыкальной памяти, формированию умений узнавать знакомые песни, чувствовать характер музыки, эмоционально на неё реагировать.