kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презинтация "Инклюзионное образование в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию презинтацию о инклюзионном образовании в России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презинтация "Инклюзионное образование в России"»

Подготовила учитель-логопед Шостак С.Н. «Инклюзионное образование»

Подготовила учитель-логопед Шостак С.Н.

«Инклюзионное образование»

Инклюзи́вное образова́ние  ( англ.  inclusion  —  включение ,  включающее образование ,  совместное обучение ) — форма  обучения , при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. 

Инклюзи́вное образова́ние  ( англ.  inclusion  —  включениевключающее образованиесовместное обучение ) — форма  обучения , при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. 

Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого. По отношению к образованию  ЮНЕСКО  понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». Его основной целью является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями .

Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого. По отношению к образованию  ЮНЕСКО  понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». Его основной целью является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями .

В процессе инклюзии участвуют люди с  инвалидностью , когнитивными и ментальными особенностями,  лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие.

В процессе инклюзии участвуют люди с  инвалидностью , когнитивными и ментальными особенностями,  лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие.

Первые попытки интегрировать людей с инвалидностью в общество проводились параллельно в  Скандинавских странах , США и  Японии . В 1970-х годах в Скандинавии приняли принцип «нормализации», который позволял людям с инвалидностью «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни в обычном обществе» С того времени начались разработка и внедрение  нормативных актов , способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В 1994 году  под эгидой  ЮНЕСКО в городе  Саламанка  прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия».

Первые попытки интегрировать людей с инвалидностью в общество проводились параллельно в  Скандинавских странах , США и  Японии . В 1970-х годах в Скандинавии приняли принцип «нормализации», который позволял людям с инвалидностью «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни в обычном обществе» С того времени начались разработка и внедрение  нормативных актов , способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В 1994 году  под эгидой  ЮНЕСКО в городе  Саламанка  прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия».

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в  Москве  по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской  общественной организации  открылась первая школа инклюзивного образования « Ковчег ». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати  регионах страны  создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия  Министерства образования и науки  ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в  Москве  по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской  общественной организации  открылась первая школа инклюзивного образования « Ковчег ». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати  регионах страны  создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия  Министерства образования и науки  ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Инклюзивное образование на территории России регулируется  Конституцией , федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также  Конвенцией о правах ребёнка  и Протоколом № 1  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод .

Инклюзивное образование на территории России регулируется  Конституцией , федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также  Конвенцией о правах ребёнка  и Протоколом № 1  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод .

  В принятой декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями были записаны первые принципы инклюзии Каждый ребёнок имеет основное  право на образование  и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребёнка. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с  дискриминацией , создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и  рентабельность  системы образования.

  В принятой декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями были записаны первые принципы инклюзии

Каждый ребёнок имеет основное  право на образование  и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей.

Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребёнка.

Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с  дискриминацией , создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и  рентабельность  системы образования.

Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на  ресурсные  и  социальные . Ресурсные:  включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора: люди  — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее; знания и информация  — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем; материальные ресурсы  — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.

Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на  ресурсные  и  социальные .

Ресурсные:

включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:

люди  — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее;

знания и информация  — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем;

материальные ресурсы  — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.

Социальные: социальных барьеров происходит в три этапа. Первый —  макроуровень  — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие. Мезоуровень  связан с идеологией,  массовой культурой  и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее. Микроуровень  — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества .

Социальные:

социальных барьеров происходит в три этапа. Первый —  макроуровень  — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие.

Мезоуровень  связан с идеологией,  массовой культурой  и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее.

Микроуровень  — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества .

Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174 тысячи. Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

Необходимо отметить, что в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174 тысячи. Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

• увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; • сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; • незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме; • увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР

• увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

• сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

• незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;

• увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что  дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их  обучении возникают  некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление. Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что  дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их  обучении возникают  некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:

Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:

  • Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.
  • Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе  - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется  детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе.  Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,  могут быть использованы как для поддержки  обучения  не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников.

Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. 

Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,  могут быть использованы как для поддержки  обучения  не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников.

В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
  • В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Презинтация "Инклюзионное образование в России"

Автор: Шостак Светлана Николаевна

Дата: 31.05.2022

Номер свидетельства: 608515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства