Просмотр содержимого документа
«Презентационный доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Файзуллина Ю.Ю.»
Презентационный доклад
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Файзуллина Ю.Ю.
Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь. Это приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказываются совершенно не подготовленными к социальному взаимодействию, испытывают трудности при общении со сверстниками и взрослыми. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновленный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Среди многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Т.о. в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
-развитию речевой активности
-овладению детьми монологической речи
-совершенствованию диалогической речи
-активизирует и обогащает словарь.
Поскольку ролевые игры, как правило, коллективные, то основная их ценность заключается в умении общаться – это потребность вести диалоги с партнерами по игре.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д.
Основные черты сюжетно-ролевой игры:
-эмоциональная насыщенность и увлеченность детей
-самостоятельность
-активность
-творчество.
Сюжет игры – эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Условно сюжеты делятся:
- Бытовые (игры в семью, дом, праздники, дни рождения)
- Производственные, отражающие производственный труд (больница, магазин, парикмахерская, школа, детский сад, библиотека, почта, пожарные, цирк, театр, зверинец, строительство)
- Общественные (игры в празднование Дня города, космический полет на Луну и т.д.)
Этапы сюжетно-ролевой игры:
1.Предварительная работа
2.Создание игровой обстановки и внесение атрибутов
3.Обучение игровым действиям, игровому диалогу
4.Самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Для развития интереса детей к сюжетно-ролевым играм особое внимание необходимо уделять предварительной работе.
Оборудование для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Для детей в группе организованы центры для игровой деятельности: книжный уголок, театрализованный уголок, мебель для игр, уголок со строительным материалом, уголок физической культуры, уголок экспериментирования, уголок природы, подобраны дидактические и настольные игры, созданы картотеки потешек, скороговорок, загадок, пословиц, созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов и т.д.
Т.о. сюжетно-ролевая игра способствует не только развитию речевых умений и навыков, но позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию. Игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно ролевой игры в развитии связной речи детей. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, закреплению и обогащению словаря, формирования грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения.