Просмотр содержимого документа
«Презентация "Значение эксперементирования в развитиии дошкольников"»
«Значение экспериментирования в развитии дошкольников»
Выполнила воспитатель: Балдина С.А.
Китайская мудрость гласит:
« Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит,
видит и делает сам.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в парке .
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Цели игры-экспериментирования:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Развитие речи.
Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;
-создание коллекций;
-проектная деятельность,
-проблемные ситуации.
Правила безопасности при проведении опытов:
Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
Нельзя брать в рот лед;
Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
После опыта убирать
Алгоритм организации детского экспериментирования .
Выбор объекта исследования.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
Прогнозирование результата.
В зоне экспериментирования должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и
вылавливания - черпаки, сачки
Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
Коллекция минералов
Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
индивидуальные дневники проведения экспериментов;
- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
ЗАПИСЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В БЛОКНОТЕ
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
СХЕМА
КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»
РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ КНИЖКИ-МАЛЫШКИ
Персонажи от имени которых моделируется проблемная ситуация
Методическая литература для проведения опытов
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эксперимент со снегом
Экспериментcапельсином
«Загадочная бумага»
1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.
2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?
3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.
4. Складываем тот же лист гармошкой.
5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.
6. Что произошло? Почему?
Эксперимент с воздухом
«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
Рассматривание кристаллов
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»