kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Значение эксперементирования в развитиии дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показано как использовать эксперементирование в своей работе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Значение эксперементирования в развитиии дошкольников"»

«Значение экспериментирования в развитии дошкольников» Выполнила воспитатель: Балдина С.А.

«Значение экспериментирования в развитии дошкольников»

Выполнила воспитатель: Балдина С.А.

Китайская мудрость гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

Китайская мудрость гласит:

« Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит,

видит и делает сам.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты с объектами живой природы. По месту проведения опытов:  - в групповой комнате; - на участке; - в парке . По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-16 детей); - фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в парке .

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Цели игры-экспериментирования : Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие речи. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Цели игры-экспериментирования :

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие речи.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость. Воспитывать аккуратность в работе.

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Формы работы по экспериментальной деятельности   - занятия; - беседы;   - знаково-изобразительные средства;  -   экспериментирование, исследовательская деятельность;   - дидактические и развивающие игры, упражнения;   -   развив. игры;  -  конструирование ; -рассматривание ; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы;   - экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;   -  создание коллекций; -проектная деятельность, -проблемные ситуации.  

Формы работы по экспериментальной деятельности

  - занятия;

- беседы;

  - знаково-изобразительные средства;

экспериментирование, исследовательская деятельность;

  - дидактические и развивающие игры, упражнения;

  развив. игры;

- конструирование ;

-рассматривание ;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

  - экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;

  - создание коллекций;

-проектная деятельность,

-проблемные ситуации.

 

Правила безопасности при проведении опытов:

Правила безопасности при проведении опытов:

  • Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
  • Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
  • Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
  • Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
  • Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
  • На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
  • Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
  • Нельзя брать в рот лед;
  • Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
  • Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
  • Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
  • После опыта убирать
Алгоритм организации детского экспериментирования .

Алгоритм организации детского экспериментирования .

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  • Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  • Прогнозирование результата.
В зоне экспериментирования должны быть выделены:  1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, «бросового») 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В зоне экспериментирования должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

КОЛЛЕКЦИЯ ОРЕХОВ И СЕМЯН

КОЛЛЕКЦИЯ ОРЕХОВ И СЕМЯН

Наличие природного и бросового материала

Наличие природного и бросового материала

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования (эксперимента, опыта).

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

  • Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
  • Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование результатов эксперимента.
  • Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
МЛАДШАЯ ГРУППА Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами, Набор объемных геометрических тел Набор плоскостных геометрических форм Сортировочный ящик с прорезями Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками ) Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги) Разноцветная юла (волчок) Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины и Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпаки, сачки    Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки
  • МЛАДШАЯ ГРУППА
  • Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,
  • Набор объемных геометрических тел
  • Набор плоскостных геометрических форм
  • Сортировочный ящик с прорезями
  • Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)
  • Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм
  • Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками )
  • Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги)
  • Разноцветная юла (волчок)
  • Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины и
  • Набор для экспериментирования с водой: универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и

вылавливания - черпаки, сачки

  •   Набор для экспериментирования с песком: универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки
СТАРШИЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ   - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.; - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; Коллекция минералов

СТАРШИЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

  - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

  • Коллекция минералов

Дополнительное оборудование:  детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента); индивидуальные дневники проведения экспериментов; - в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.  

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
  • индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

 

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  • КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ
  • ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
  • ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
  • ЗАПИСЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В БЛОКНОТЕ
  • КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
  • СХЕМА
  • КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
  • МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»
РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ КНИЖКИ-МАЛЫШКИ

РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ КНИЖКИ-МАЛЫШКИ

Персонажи от имени которых моделируется проблемная ситуация

Персонажи от имени которых моделируется проблемная ситуация

Методическая литература для проведения опытов

Методическая литература для проведения опытов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эксперимент со снегом

Эксперимент со снегом

Эксперимент c апельсином

Эксперимент c апельсином

«Загадочная бумага» 1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

«Загадочная бумага»

1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.

2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?

3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.

4. Складываем тот же лист гармошкой.

5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.

6. Что произошло? Почему?

Эксперимент с воздухом

Эксперимент с воздухом

«Волшебный магнит»  1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

Рассматривание кристаллов

Рассматривание кристаллов

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания  идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации  развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы  - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Значение эксперементирования в развитиии дошкольников"

Автор: Балдина Светлана Александровна

Дата: 08.01.2025

Номер свидетельства: 663166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства