kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»"»

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира    Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи:

Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы исследовательской деятельности:

Характеризуется проявлением любопытства, развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств и процессы чувственного отражения - ощущения и восприятия. Ведущим органом обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово лишь обозначает действие или его результат. Мышление 3-летнего ребенка преимущественно наглядно-действенное.

I ЭТАП

Отличительной особенностью восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности - возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщаемая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление. Ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения.

II ЭТАП

Характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности, используя разные (приобретённые) способы действий. У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

III ЭТАП

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов. Принцип деятельности - новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми. Принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор. Принцип творчества - ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов.

Принцип деятельности - новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.

Принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор.

Принцип творчества - ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Формы работы детьми

Формы работы детьми

  • Групповая. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов: доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования), структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов), непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты(экспериментирование) с предметами и их свойствами;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • проектная деятельность;
  • трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно- исследовательской деятельности  Опыты (экспериментирование).   Состояние и превращение веществ.   Движение воздуха, воды.  Свойства почвы и минералов. Коллекционирование(классификационная работа)  Виды растений.  Условия жизни растений.  Виды животных.  Виды минералов.    Путешествие по карте(пространственные отношения) Путешествие по «реке времени» (временные отношения).  Природные ландшафты и их обитатели.  Прошлое и настоящее человечества.  Рельефы местности.  История жилища и благоустройства.  Части света.   Стороны света.

Содержание познавательно- исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование).

Состояние и превращение веществ.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Коллекционирование(классификационная работа)

Виды растений.

Условия жизни растений.

Виды животных.

Виды минералов.

Путешествие по карте(пространственные отношения)

Путешествие по «реке времени» (временные отношения).

Природные ландшафты и их обитатели.

Прошлое и настоящее человечества.

Рельефы местности.

История жилища и благоустройства.

Части света.

Стороны света.

Структура исследовательской деятельности Постановка  цели Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез  (как, с помощью чего, что получилось) Проверка гипотез Анализ полученного результата Формулирование выводов

Структура исследовательской деятельности

Постановка цели

Целеполагание

(что нужно сделать)

Выдвижение гипотез

(как, с помощью чего, что получилось)

Проверка гипотез

Анализ полученного результата

Формулирование выводов

Критерии сформированности исследовательской деятельности у детей Самостоятельность Правильность выводов Полнота и логичность ответов

Критерии сформированности исследовательской деятельности у детей

Самостоятельность

Правильность выводов

Полнота и логичность ответов

Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:

Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:

  • Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
  • Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
  • В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
  • Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
  • Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
  • Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
  • Создавайте ситуацию успешности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пилипенко Оксана Алексаандровна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства