Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме:"Триз в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС"»
Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС.Метод «Круги Луллия»
Автор: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
ТЕОРИЯ
РЕШЕНИЯ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
позво ляет формировать единую , гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Альтшу́ллер
Ге́нрих Сау́лович
(1926-1998)
автор ТРИЗ
Ребенок сам добывает себе знания под руководством педагога.
Цель
-Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение.
- Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас, выразительность речи.
-Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Принципы
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности
(ИКР - идеальный конечный результат)
Методы
Мозговой штурм.
Свободное выражение мыслей, которое приводит к появлению множества идей.
Метод фокальных обектов
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Методы
Круги Луллия.
Метод заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Метод Эмпатии.
Метод заключается в том, чтобы представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Методы
Типовые приемы фантазирования.
Придумывание, переделывание необычных сюжетов. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. И многие другие.
Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка
НОД в различных образовательных областях
Индивидуальная работа с детьми
Работа с родителями
Праздники
Работа с педагогами
Раймонд Луллий в XIV веке изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания .
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они адаптировали его к образовательной деятельности дошкольников. Действенным методом формирования информационной компетентности детей дошкольного возраста является метод «Круги Луллия».
Многофункциональное пособие «Круги Луллия» бывает нескольких видов.
Основная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методические рекомендации.
Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.
Круги Луллия можно изготовить своими руками. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций. Задачи:
1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.
2. Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.
4. Закреплять произношения поставленных звуков в речи;
5. Развивать фонематические процессы у детей.
6. Уточнять и активизировать словарный запас.
7. Совершенствовать слоговую структуру слова.
8. Формировать структуру предложений.
9. Совершенствовать развитие связной речи.
Использование Кругов Луллия
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП)
Социально – коммуникативное развитие (беседы с детьми)
Речевое развитие (словесные игры)
Художественно – эстетическое развитие (худож. деятельность)
Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения)
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Рассмотрим некоторые игры с кругами Луллия.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель : формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени.
Игры по темам: «Одежда, обувь», «Игрушки» по признаку «части»
Игры, совершенствующие навык развития
артикуляционной моторики
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи
и обучение грамоте.
Игра : «Раздели слова на слоги»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игра : «Найди первый и последний звуки»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.
Игра «Сложи слог»
Цель: развитие фонематических процессов.
Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель : развитие звукового анализа слова.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.
Игра «Парочки по звонкости – глухости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Слогопары»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий и обогащение словаря:
Игра «Наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Игра «Чей, чья, чьё?» «Составь слово»
Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.
Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Ожидаемые результаты :
В результате овладения этим методом ,ребенок учится самостоятельно придумывать задания как реального , так и фантастического плана.
Составлять рассказы о практической значимости объекта с реальными или необычными признаками и их значениями.
Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободно высказываться и решать проблемы самостоятельно.