Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Логопедические игры на кухне".»
Логопедические игры на кухне!!!
Выполнила :
учитель-логопед МБДОУ № 81
Бязрова Л.Ю.
Цель:с помощью заданий и упражнений способствовать развитию речевых навыков на кухне.
Задачи:развитие речи, общение с ребенком с помощью различных«дидактических»материалов на кухне.
Все игры я разделила на группы
игры на развитие артикуляции и мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия,
игры на обогащение словарного запаса,
игры на развитие грамматического строя речи.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детейАртикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.
«Вкусные и полезные упражнения»
Попросите ребенка облизать тарелку со сметаной «Как щенок»
Слизывать мороженое с тарелки
Шторм в стакане
Дутье на воду, на предметы на ладошке
Игры на развитие мелкой моторики.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами:
-крупу можно перебирать,
- пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,
-рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
- делать аппликации крупой на пластилине
искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,
-проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.
Кухня – подходящее место и дляразвития звуковосприятия.
Предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
---Потрите на терке сырую морковку,
--- прошуршите пакетиками со специями,
---погремите горохом или гречкой в стеклянной банке
-- Помешайте ложкой в стакане,
----закрывая крышкой кастрюлю, -и т. д.
А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин(в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп).
Не путайтетвердыеимягкиесогласные звуки!
И если ребенок скажет«селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука.
По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Предложите поучаствовать в составлении меню. Например, впонедельникбудем готовить пудинг,
вовторник— ватрушки,
всреду– сырники, спагетти, сардельки и т. д.,
В четверг– чебуреки,
В пятницу–, пирожки, печень и пюре
В субботу– суп, сосиски, сыр
В воскресенье– вареники,или
винегрет, вермишель(вь)
Решаются следующие задачи: Закрепление 1 звука в словах, запоминание дней недели.
Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник,
а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
Покажите ребенку свои покупки.
Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].
Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящиевопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Много есть игр на обогащение словарного запаса.
Составляйте из двух слов одно
(кофе мелет - кофемолка,
мясо рубит - мясорубка,
сок выжимает - соковыжималка).
Варит на пару-пароварка
Скоро варит -скороварка
«Подбери слова».
Попросите назвать«только посуду»,
«только овощи»,
«только фрукты»,
«только мебель».
Можно дать заданиясложнее: назвать«только молочные продукты»,«только мясные продукты».
Игры на развитие грамматического строя.
Апельсин Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, большой, экзотический…
А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,
Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка и т.д.
«Варим варенье»-, например, из яблок варенье(какое?) яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д.инаоборот:черничное варенье из чего?
«Приготовим сок».Из яблок сок(какой?) (яблочный, из моркови (морковный) и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина…
Запеканка(Какая?)
«Упрямые слова».
- Это слова, которые никогда неизменяются:кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы ребенок не изменял эти слова.
Разбирая сумку с покупками, можно повторитьпредлоги:
Куда мы положим мясо? Правильно, вхолодильник. Фрукты оставимнастоле, а печенье уберемнаполку , и т.д.
Взрослый:«Я буду описывать что-то, а ты назови это одним словом»
Часы, которые помогают проснуться.
Большая ложка, с помощью которой наливают суп.
Утренняя еда.
Человек, который оправляется в дальние страны.
и т.д.
Играющие могут поменяться ролями. Для ребёнка это будет непростой задачей, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается.
Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне? Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
Сомневаетесь? А вы попробуйте! Ребенку такие занятия вполне под силу. А сколько удовольствия доставят ему такие«взрослые»задания!