Участники проекта: дети 2-3х лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
Сформировать первоначальные знания детей об осени, её характерных признаках.
Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.
Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Изготовление поделок из природного материала по теме «Осенние фантазии»
Проблема:
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года – осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстраций. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени – как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребёнком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для наполнения представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Дошкольный возраст является сензитивным в развитии человека. То, что будет заложено в ребенка с детства, даёт свои плоды, когда человек станет взрослым.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формировать у детей понятие осень, её признаках, бережное отношение к природе.
Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.
Развивать изобразительные навыки у детей.
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
Подбор материала и оборудования для совместной деятельности, бесед, игр с детьми.
2 этап – основной этап
Беседы
Наблюдения
Дидактические / пальчиковые / подвижные игры
НОД
3 этап – заключительный, презентация проекта «Золотая осень»
Оформление выставки детских рисунков по теме «Осень»
Выставка детских поделок (совместно с родителями) из природного материала по теме «Осенние фантазии»
Фото отчет о проделанной работе
Этапы проектной деятельности
1 этап – подготовительный
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов НОД по планируемой теме
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
Оформление альбомов: загадок, стихов, рассказов об осени.
Аудиозапись «Шум листьев»
2 этап – основной
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы:
«Осень в гости к нам пришла»
«Времена года»
Познавательное развитие:
Рассматривание картин
«Прогулка в лесу»
«Осень»
Составление рассказов об осени по сюжетным картинкам, по схемам
Загадки об осени
Познавательное развитие
на лексическую тему:
«В гости к осени»
Экспериментирование
«Листочек тонет не тонет»
Дыхательное упражнение
«Подуй ветерок на листочки», «Шелест листиков», «Сдуй листочек со стола»
Речевое развитие
Чтение художественное литературы:
Стихи: Ю. Коринец «Листопад», Э. Машковская «Осенние слезы», М. Ходякова «Осень», Р. Реф «Осень», В. Берестов «Октябрь», А Ерикеев «Наступила осень»
Рассказы: Я. Тайц «По грибы, по ягоды», М. Пришвин «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила», С. Блохина «Осенняя сказка», И. Тонконог «Ветер и листья», «Три брата - месяца»
Речевое развитие
Интегрированное занятие «Осень»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование пальчиками «Листопад»
Художественно-эстетическое развитие
Коллективное рисование ладошкой
«Осеннее дерево»
Художественно-эстетическое развитие
«Осеннее дерево»
Художественно-эстетическое развитие
Игра-занятие
«Осень, осень в гости просим»
(пластилинография)
Физическое развитие
«Прогулка Зайчика в осенний лес»
Физическое развитие
Утренняя гимнастика «Осенние листочки»
Подвижные игры:
«Листопад»
«Солнышко и дождик»
«Осенний букет»
«Зайка серенький сидит»
Физическое развитие
Пальчиковые игры:
«Листья осенние тихо кружатся»
«Осень»
«Засолка капусты»
«Собираем листочки»
«Дождик»
Физкультминутки:
«Листопад»
«Падают, падают листья»
Развитие игровой деятельности
«С какого дерева лист»
«Собери картинку» (разные листочки)
Лото «Овощи и фрукты»
Развитие игровой деятельности
«Игры с пробками»
«Игры с прищепками»
«Узор из листьев»
Развитие игровой деятельности
«Осеннее дерево из ладошек»
«Осеннее дерево из листьев»
Обучающая игра
«Осенние слова и картинки»
Экскурсии по территории детского сада
Прогулка по территории детского сада
Наблюдение за трудом дворника
Экскурсии по территории детского сада
Наблюдения за деревьями растущими на территории детского сада
Работа с родителями
Консультации для родителей: «Прогулка осенью с детьми» (с фотографиями), «Малыши в природе»
Привлечение родителей к сбору материала для поделок
Оформление выставки семейных работ «Осенние фантазии»
Мастер-класс и мини-музей «Овощи и фрукты для моей малютки»
Чтение стихов, загадок, рассказов, об осени
Итог проекта родителей
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике
Фото отчет о проделанной работе «Чудо осень» – экскурсии.
3 этап – Заключительный
У детей сформировались знания об осени
Пополнился словарный запас детей
Развились творческие способности
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Родители стали активными участниками в совместной продуктивной деятельности
Выставка по теме «Осенние фантазии»
Выставка «Необыкновенные листья»
Мастер-класс и мини-музей «Овощи и фрукты для моей малютки»
Итоговые мероприятие проекта
для детей развлечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веракса, Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Волгоград: Учитель 2012
Воспитание гармоничного отношения к природе: Игры-занятия с детьми 2-3 лет [Текст] / автор-составитель Н.М. Бачерова. – Волгоград: Учитель, 2012. - 126 с.
Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей [Текст] / Г. Н. Давыдова. -Скрипторий 2003, 2008.
Королёва, Т.В. Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет [Текст] / Т. В. Королёва. – М.: Сфера, 2009.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2009. - 144 с.
Морозова, Г.В. Ознакомление с окружающим миром [Текст] / Г.В. Морозова. - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 200 с.
Смирнова, Е.О. Развитие общения детей со сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - «Мозаика-синтез», М. 2008
Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. [Текст] / О.А Соломенникова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 64с.
Учимся играя. От 4 до 5 лет: педагогическая помощь родителям / учредитель ООО «Издательство «Доброе слово». – 2010, сентябрь - №5. – Нижний Новгород: Газетный мир, 2010 - №5.
Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа [Текст] / П.Г. Федосеева - Корифей, 2008. - 96 с.
Янушко, Е.А Рисование с детьми раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2006. - 63 с.