Просмотр содержимого документа
«Презентация «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик согласно федеральной программе дошкольного образования»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовила:
воспитатель
Коровко Т.В.
Открываем определение
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка
( Н.Б.Крылова )
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность детей, педагога и детей, самостоятельная детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;
совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог -
равноправные партнеры. Основой такого взаимодействия должен стать принцип:
«... помоги мне сделать это самому!»;
совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования
до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
совместная деятельность детей со сверстниками
без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей.
Самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога. Это могут быть самые разнообразные коллективные детские игры и различные варианты коммуникативных практик.
Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребенка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности). Эту информацию педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей в ходе проведения педагогической диагностики. На основе полученных результатов организуются разные виды деятельности, соответствующие возрасту детей. В процессе их организации педагог создает условия для свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Педагог использует образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей.
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
Ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Она выступает в качестве основы для интеграции всех видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, может включать:
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и др.);
- беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций, практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и др.);
- наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых ;
- трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и др.);
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных
областей;
- продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование, лепка и др.);
-оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия,
двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и др.).
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы) в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий.
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. В отечественной науке занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной
деятельности, дидактических игр, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и др .
В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении
непосредственной образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются Гигиеническими нормативами.
Введение термина «занятие» не означает возвращение к регламентированному процессу обучения, не побуждает педагогов отказаться от сложившихся в последние годы
подходов к организации образовательной деятельности детей. Термин
фиксирует форму организации образовательной деятельности.
Содержание и форму проведения занятий педагог
определяет самостоятельно.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы ;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада ;
- свободное общение воспитателя с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости).
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать:
- элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты;
- ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);
- проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и др) ;
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и др.);
- опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и др ;
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.;
- слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
- выставки детского творчества, изобразительного искусства, мастерские, просмотр
репродукций картин классиков и современных художников и др.;
- индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
работу с родителями (законными представителями).
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они
расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную,
познавательно исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что в свою очередь способствует становлению разных видов детских инициатив:
- в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая
инициатива);
- в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания );
- в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);
- коммуникативной практике - как партнера по взаимодействию и собеседника (коммуникативная инициатива);
- чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
Тематика культурных практик
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и др.
В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей