Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Теоретические основы физического воспитания старших дошкольников: принципы, средства, методы. Развитие физических качеств".»
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 386 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Теоретические основы физического воспитания старших дошкольников:
принципы, средства, методы.
Развитие физических качеств»
подготовила воспитатель:
Каравайнова Н.В.
дата: 20.11.2025 г.
Г.О. ДОНЕЦК - 2025 г.
Теоретические основы физического воспитания дошкольников включают:
изучение закономерностей физического воспитания
управление развитием ребёнка от рождения до семи лет.
Цель физического воспитания дошкольников — содействие воспитанию здорового, физически развитого ребёнка, владеющего доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, знаниями о физической культуре, обладающего способностью управления собой.
Задачи физического воспитания включают:
оздоровительные (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности);
образовательные (предусматривают формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь выполнять различные движения: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать разными способами, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам, ездить на велосипеде, кататься на коньках);
воспитательные (направлены на формирование личности ребёнка средствами физической культуры).
Некоторые принципы физического воспитания дошкольников:
Принцип природосообразности
Принцип непрерывности развития
Принцип развивающего характера образования
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип систематичности
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип развития детского творчества.
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т. д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.
Принципы, отражающие закономерности
физического воспитания:
Принцип непрерывности
Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок
Принцип цикличности
Принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
Принцип оздоровительной направленности
Принцип единства оптимального сочетания фронтальных, групповых
и индивидуальных способов обучения.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребёнка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
Средства физического воспитания:
Физические упражнения — основное средство физической культуры дошкольников
Гигиенические факторы и естественные силы природы — сопутствующие средства, повышающие эффективность использования физических упражнений.
В теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:
– по историческому признаку сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт);
– по признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения; упражнения, требующие проявления выносливости и т. п.);
– по значению для решения задач обучения (основные, подводящие, подготовительные упражнения);
– по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на воздухе при солнечном излучении у детей:
• возникают положительные эмоции;
• больше поглощается кислорода;
• увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.
Гигиенические факторы ( режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
МЕТОДЫ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
ЧАСТИЧНО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
СОРЕВНО-ВАТЕЛЬНЫЙ
ИГРОВОЙ
В ЦЕЛОМ
РАВНОМЕРНЫЙ
ПОВТОРНЫЙ
ПЕРЕМЕННЫЙ
ПО ЧАСТЯМ
Соотношение используемых методов
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.
На первом этапе обучения двигательному действию проводится первоначальное разучивание упражнения ,
На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры .
Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование его техники
Развитие физических качеств
Физические качества — сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека.
Быстрота– способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Ловкость– способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Сила– способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Равновесие– способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Выносливость– способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.