kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для практических психологов дошкольного образования. Расскрывает методы и формы работы с детьми с психоэмоциональными нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста"»

МДОУ «Ясли-сад № 170 комбинированного типа г. Донецка»    «Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста»         Подготовил: практический психолог Кондратенко Ирина Васильевна

МДОУ «Ясли-сад № 170 комбинированного типа г. Донецка»

«Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовил: практический психолог

Кондратенко Ирина Васильевна

Актуальность  Современные условия ГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.  Задача МДОУ состоит в том, чтобы выполнить главные требования ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ( пункт: 4.3), которые должны обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.  По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями. В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является песочная терапия.  Наблюдая за играми детей, видно, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие и является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.  

Актуальность

Современные условия ГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задача МДОУ состоит в том, чтобы выполнить главные требования ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ( пункт: 4.3), которые должны обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями. В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является песочная терапия.  Наблюдая за играми детей, видно, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие и является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.  

Цель песочной терапии:  создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации, через использования метода «sendplay». Задачи: 1.  Сохранить и укрепить здоровье детей в изменившихся условиях, облегчить процесс адаптации.  Создание развивающей предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.  Преодолеть психоэмоциональные расстройства (стресс, страх, тревожность, агрессивность и др.) и предупредить их возникновение.  Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).  Развивать речь, совершенствовать навыки и умения практического общения. 6. Побуждать детей к активным действиям, способствовать проявлению эмпатии.

Цель песочной терапии: создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации, через использования метода «sendplay».

Задачи:

1. Сохранить и укрепить здоровье детей в изменившихся условиях, облегчить процесс адаптации.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
  • Преодолеть психоэмоциональные расстройства (стресс, страх, тревожность, агрессивность и др.) и предупредить их возникновение.
  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).
  • Развивать речь, совершенствовать навыки и умения практического общения.

6. Побуждать детей к активным действиям, способствовать проявлению эмпатии.

  «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»  К.Д.Ушинский     

  «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д.Ушинский

 

Песочная терапия: история метода

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления. В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира. В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М.Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д.Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д.Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни. На сегодняшний день возможности метода расширяются, появляются многочисленные модификации и формы работы с песком.

Процесс

Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике"

 

Оборудование для игр с песком        Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь

Оборудование для игр с песком

 

 

Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.

Для работы можно использовать:    Цветной песок Кварцевый песок Кинетический песок

Для работы можно использовать:

 

Цветной песок

Кварцевый песок

Кинетический песок

Игровые принадлежности Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.    

Игровые принадлежности

Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

 

Игры с песком можно разделить по трём направлениям https://www.o-detstve.ru

Игры с песком можно разделить по трём направлениям

https://www.o-detstve.ru

https://www.o-detstve.ru

https://www.o-detstve.ru

https://www.o-detstve.ru

https://www.o-detstve.ru

Основные способы работы с песком Рисовать на мокром песке палочками, пальчиками, оставлять следы предметами Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку коктейля Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на   руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков    и т.д.) Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки

Основные способы работы с песком

Рисовать на мокром песке палочками, пальчиками, оставлять следы предметами

Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку коктейля

Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке

Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на   руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков    и т.д.)

Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки

Способы работы с песком   https://www.o-detstve.ru

Способы работы с песком

https://www.o-detstve.ru

Метод «sendplay» можно использовать с детьми со следующим спектром проблем: https://www.o-detstve.ru

Метод «sendplay» можно использовать с детьми со следующим спектром проблем:

https://www.o-detstve.ru

Трудности привыкания ребенка к новым условиям

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире.

Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»

Мариелла Зейц

Повышенная тревожность и застенчивость    Метод песочной терапии очень эффективен при работе с детьми, имеющими повышенную тревожность и застенчивость. Такие дети боятся доминирующих взрослых, поставленной задачи, новой неизвестной ситуации… Им кажется, что окружающие к ним очень плохо относятся. Всю свою тревожность ребенок может перенести в мир, созданный в песочнице. Кроме того, ситуацию, вызывающую тревожность можно проиграть в песочнице, устраняя тем самым эту тревожность. Ребенок увидит ситуацию со стороны, осознает её вариативность. Упражнение « Я в центре Вселенной» https://www.o-detstve.ru

Повышенная тревожность и застенчивость

Метод песочной терапии очень эффективен при работе с детьми, имеющими повышенную тревожность и застенчивость. Такие дети боятся доминирующих взрослых, поставленной задачи, новой неизвестной ситуации… Им кажется, что окружающие к ним очень плохо относятся. Всю свою тревожность ребенок может перенести в мир, созданный в песочнице. Кроме того, ситуацию, вызывающую тревожность можно проиграть в песочнице, устраняя тем самым эту тревожность. Ребенок увидит ситуацию со стороны, осознает её вариативность.

Упражнение « Я в центре Вселенной»

https://www.o-detstve.ru

Работа с агрессией  При помощи песка агрессивный ребенок может создать свой микрокосмос, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Такую конфликтную ситуацию очень легко  «проиграть»  в песочнице и выбрать наиболее приемлемый вариант поведения. Таким образом, песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка .

Работа с агрессией

При помощи песка агрессивный ребенок может создать свой микрокосмос, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Такую конфликтную ситуацию очень легко  «проиграть»  в песочнице и выбрать наиболее приемлемый вариант поведения. Таким образом, песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка .

Коммуникативные трудности  Трудности вхождения в детский коллектив и неумение в совместной деятельности учитывать интересы другого ребенка приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на содержание отношений в детском коллективе. У ребенка складываются сложные отношения со сверстниками. Это проявляется в повышенной конфликтности и неумении договариваться о совместной игре. Такие дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить на поставленный вопрос или просьбу. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В ходе самого процесса песочной терапии ребенок и психолог могут легко обмениваться мыслями и чувствами, а это уже само по себе способствует развитию коммуникативных навыков.

Коммуникативные трудности

Трудности вхождения в детский коллектив и неумение в совместной деятельности учитывать интересы другого ребенка приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на содержание отношений в детском коллективе. У ребенка складываются сложные отношения со сверстниками. Это проявляется в повышенной конфликтности и неумении договариваться о совместной игре. Такие дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить на поставленный вопрос или просьбу. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В ходе самого процесса песочной терапии ребенок и психолог могут легко обмениваться мыслями и чувствами, а это уже само по себе способствует развитию коммуникативных навыков.

Работа со страхами  Метод песочной терапии так же очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Песочная терапия позволяет ребенку, прежде всего, расслабиться и забыть обо всех детских трудностях. Страх заблудится Страх диких животных https://www.o-detstve.ru

Работа со страхами

Метод песочной терапии так же очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Песочная терапия позволяет ребенку, прежде всего, расслабиться и забыть обо всех детских трудностях.

Страх заблудится

Страх диких животных

https://www.o-detstve.ru

Результативность

Результативность

Подведём итоги  Итак, на сегодняшний день, широкий спектр случаев применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод. Песок — это естественный природный материал. Когда руки ребенка прикасаются к песку – происходят чудеса… Всё, что находится в бессознательном маленького человека проявляется вовне. Вдохновленный игрой с песком, он черпает из бессознательного идеи и образы, которые воплощаются в картине на песке. И это дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка, а значит – продолжать расти и развиваться уже здоровой личности.

Подведём итоги

Итак, на сегодняшний день, широкий спектр случаев применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод. Песок — это естественный природный материал. Когда руки ребенка прикасаются к песку – происходят чудеса… Всё, что находится в бессознательном маленького человека проявляется вовне. Вдохновленный игрой с песком, он черпает из бессознательного идеи и образы, которые воплощаются в картине на песке. И это дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка, а значит – продолжать расти и развиваться уже здоровой личности.

Свидетельства о публикациях по данной теме https://www.o-detstve.ru

Свидетельства о публикациях по данной теме

https://www.o-detstve.ru

Используемая литература: Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб, 2001  Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия.- Спб, 2010 Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб, 2010 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. 5. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04 апреля 2018 года № 287

Используемая литература:

  • Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб, 2001
  • Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия.- Спб, 2010
  • Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб, 2010
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

5. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04 апреля 2018 года № 287

Спасибо за внимание ! https://www.o-detstve.ru

Спасибо за внимание !

https://www.o-detstve.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кондратенко Ирина Васильевна

Дата: 12.08.2019

Номер свидетельства: 517599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства