kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается понятие "мнемотехника", описывается методика работы в данном направлении. Презентацию можно использовать для ознакомления воспитателей с приёмами мнемотехники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №332 г.Челябинска»  Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: Ермакова Екатерина Васильевна, воспитатель первой категории группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №332 г.Челябинска»

Использование приёмов мнемотехники

в работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила: Ермакова Екатерина Васильевна,

воспитатель первой категории

группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР

В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие.     Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
  • В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие.

  • Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

  • При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий,
  • Пропускают отдельные звенья,
  • Теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
  • Бедная диалогическая речь
  • Плохая дикция
Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим . Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим .

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? «mnemonikon» - искусство запоминания древнегреческая богиня памяти Мнемозина

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

«mnemonikon» - искусство запоминания

древнегреческая богиня памяти Мнемозина

Владели этим искусством в совершенстве : Македонский Юлий Цезарь Наполеон Бонапарт

Владели этим искусством в совершенстве :

Македонский

Юлий Цезарь

Наполеон Бонапарт

Актуальность мнемотехники для дошкольников в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память

Актуальность мнемотехники для дошкольников

в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память

  • Если ребёнок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».  К.Д.Ушинский «- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.»  Конфуций

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». 

К.Д.Ушинский

«- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.»

Конфуций

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника –  это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника –  это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Структура мнемотехники

Структура мнемотехники

Структура мнемотехники Для начала детей знакомят с мнемоквадратами  – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Структура мнемотехники

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Структура мнемотехники Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки  – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Структура мнемотехники

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Структура мнемотехники И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.  Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Структура мнемотехники

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Изображение персонажа или предмета  в графическом виде

Изображение персонажа или предмета

в графическом виде

Мнемотаблицы для детей Раннего возраста:

Мнемотаблицы для детей

Раннего возраста:

Мнемотаблицы для детей Раннего возраста:

Мнемотаблицы для детей

Раннего возраста:

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста :

Мнемотаблицы для детей

Старшего дошкольного возраста :

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста :

Мнемотаблицы для детей

Старшего дошкольного возраста :

Мнемотаблицы для детей Старшего дошкольного возраста:

Мнемотаблицы для детей

Старшего дошкольного возраста:

ЗАДАЧИ: 1. Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Развитие творческих способностей, фантазии .

ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии .

ЭТАПЫ: Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»:  Для малышей : 1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2. Преобразование символов в образы. 3. Пересказ при помощи символов. Старшим дошкольникам даётся усложнение: 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.   5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе

ЭТАПЫ:

Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

Для малышей :

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Старшим дошкольникам даётся усложнение:

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.  5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе

Методические требования к мнемотаблицам

(при описании предмета) :

Лист бумаги размером 45*30 сантиметров (чаще используем формат А4 ), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

- Цвет : нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».

- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».

- Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).

- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.

- Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

при разучивании стихотворений: Алгоритм: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения: 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме . 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу. 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

при разучивании стихотворений:

Алгоритм:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ с помощью мнемотаблиц Алгоритм: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказ с помощью мнемотаблиц

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

«Разминка»:  Нарисуйте схематично:  ВОДА ЯБЛОКО   СЛОН КУРИЦА   ЛУК ЗВЕЗДА

«Разминка»:

Нарисуйте схематично:

ВОДА ЯБЛОКО

СЛОН КУРИЦА

ЛУК ЗВЕЗДА

Основное задание : Нарисовать мнемотаблицу к загадке : (на выбор)  БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЕНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЕНКА БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ Усложнение задания

Основное задание :

Нарисовать мнемотаблицу к загадке :

(на выбор)

БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЕНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЕНКА

БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ

Усложнение задания

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Екатерина Васильевна

Дата: 23.01.2021

Номер свидетельства: 571124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства