Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
В презентации раскрывается понятие "мнемотехника", описывается методика работы в данном направлении. Презентацию можно использовать для ознакомления воспитателей с приёмами мнемотехники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №332 г.Челябинска»
Использование приёмов мнемотехники
в работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила: Ермакова Екатерина Васильевна,
воспитатель первой категории
группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР
В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие.
Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий,
Пропускают отдельные звенья,
“Теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
Бедная диалогическая речь
Плохая дикция
Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
«mnemonikon» - искусство запоминания
древнегреческая богиня памяти Мнемозина
Владели этим искусством в совершенстве :
Македонский
Юлий Цезарь
Наполеон Бонапарт
Актуальность мнемотехники для дошкольников
в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память
Если ребёнок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
«- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.»
Конфуций
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники
Структура мнемотехники
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Структура мнемотехники
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Структура мнемотехники
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Изображение персонажа или предмета
в графическом виде
Мнемотаблицы для детей
Раннего возраста:
Мнемотаблицы для детей
Раннего возраста:
Мнемотаблицы для детей
Старшего дошкольного возраста:
Мнемотаблицы для детей
Старшего дошкольного возраста:
Мнемотаблицы для детей
Старшего дошкольного возраста:
ЗАДАЧИ:
1.Развитие речи и пополнение словарного запаса, а также развитие правильного звукопроизношения.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
ЭТАПЫ:
Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
Для малышей :
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Старшим дошкольникам даётся усложнение:
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе
Методические требования к мнемотаблицам
(при описании предмета) :
Лист бумаги размером 45*30 сантиметров (чаще используем формат А4 ), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
- Цвет : нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».
- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
- Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.
- Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.
при разучивании стихотворений:
Алгоритм:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ с помощью мнемотаблиц
Алгоритм:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.