Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: " Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с в условиях введения ФГОС ДО"»
Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста св условиях введения ФГОС ДО
Панова Ирина Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ № 35
Модели инвалидности: медицинская: социальная:
Ребенок как проблема
Система образования как проблема
Образовательная среда не приспособлена для работы с разнообразными детьми ( негибкие программы отсутствие системы поддержки)
Образовательное учреждение не отвечает потребности ребенка, не может «учить»
Отличается от других детей
Недоступная среда исключает ребенка из системы общего образования
( «нормы»)
Имеет «особые» потребности (нуждается в специальной среде, оборудовании, нужны дополнительные специалисты)
Не отвечает требованиям общего образования, не может учиться
Ребенок исключается из системы общего образования
Инклюзия (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю)
процесс постоянного эффективного удовлетворения индивидуальных потребностей всех детей;
определением препятствий и их преодоление;
предполагает упор на те, группы учащихся , которые подлежат «риску» ограничения в обучении
Инклюзивное образование
№273-ФЗ ст.5Каждый ребенок имеет равные права в получении образования
П.1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право родителей выбрать учреждение
№273-ФЗ ст.44.Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
№273-ФЗ ст.2 п.27 Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с особыми образовательными потребностями
Аномальные дети
Дети с отклонениями в развитии
Дети с проблемами в развитии
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Дети-инвалиды
с отклонениями в развитии
с соматическими заболеваниями (диабет, лейкоз…)
с последствиями травм
Статус присваивает
Бюро медико-социальной экспертизы
с нарушением слуха
с нарушением зрения
с нарушением интеллекта
с нарушением развития речи
с нарушением опорно-двигательного аппарата
с нарушениями поведения и общения
Статус -Заключение ПМПК
Условия инклюзии
Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидов
международные: Конвенция о правах инвалидов от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ ;
«Государства-участники признают право инвалидов на образование.
В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни»
федеральные: Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное , внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение
инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
правительственные (постановление от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Статья X Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья
ведомственные (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 года № 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Закон «Об образовании в РФ» ст.5.1
В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Закон «Об образовании в РФ»
Закон «Об образовании в РФ» ст. 79
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным ООП.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях , осуществляющих ОД.
Отдельные организации, осуществляющие ОД по адаптированным ООП, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
ФГОС ДО преследует цель: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС решает задачи :
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
ФГОС ДО: для детей с ОВЗ создаются условия
Алгоритм организации образовательной деятельности для детей ОВЗ и инвалидов в ДОУ общеразвивающего вида
Заключение ПМПК (ИПРА). Рекомендации.
Заявление родителя на предоставление АОП.
Педагогический консилиум. Составление АОП. (не более 2 мес.)
Ознакомление родителя (законного представителя ) с АОП (в электронном виде). Согласие (отказ)на обучение по АОП (в письменном виде).
Приказ заведующего о переводе на обучение по АОП.
Согласие на логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Статус группы комбинированного вида. Доступная среда. Кадровые условия.
Индивидуальный образовательный маршрут (прописывают специалисты). Рекомендации для воспитателей. Тетради обратной связи с родителями.
Диагностика.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Нововведения
Механизм реализации конституционного права детей с ОВЗ на образование через его дифференциацию Вариативные формы обучения детей с ОВЗ реализуются через понятие адаптированной основной общеобразовательной программы.
Направленность образования на социальную адаптацию: в содержании выделены два компонента – академический и «жизненной компетенции».
Поддержка детей с лёгкими степенями ОВЗ.
Возможность освоения образования на уровне специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Дефект развития – это «социальный вывих».
Учение о соотношении первичных и вторичных дефектов.
Учение о зоне актуального и ближайшего развития.
Учение о соотношении общего, особенного и специфического.
Специфика работы
Учёт медицинских противопоказаний
Учёт структуры психофизического развития ребенка
Опора на сохранные звенья
Индивидуальный подход
Применение полифункциональных упражнений
Стимуляция компенсаторных процессов
При работе с родителями детей с ОВЗ
не обсуждаем методы лечения;
убеждаем в необходимости комплексного подхода;
подчёркиваем успехи ребёнка;
совместно обсуждаем перспективы социализации;
обучаем родителей приёмам работы;
учим принимать и любить своего ребёнка.
Работая с другими родителями
делаем акцент на индивидуальных различиях в проявлении способностей детей;
подчёркиваем красоту доброты;
подчёркиваем значение умений общаться с любыми людьми для успешной социализации ребёнка;
учим родителей воспитанию в ребёнке сочувствия по отношению к членам семьи, соседям, воспитателям, другим детям;
учим рационально реагировать на собственные неудачи.