kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью в период дошкольного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрыта структура коррекционно-логопедического занятия с дошкольниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью в период дошкольного обучения"»

Коррекционно-логопедическая работа  с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в период дошкольного обучения

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период дошкольного обучения

  • Шмырёва Л.В.
  • Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Флажок» пгт.Гвардейское»
По данным Всемирной Организации Здравоохранения:

По данным Всемирной Организации Здравоохранения:

  • В последние годы происходит увеличение числа умственно отсталых детей.
  • Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции.
  • В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.
«Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру».  Ш. Амонашвили

«Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру».

Ш. Амонашвили

Цель коррекционно – развивающей работы с умственно отсталыми детьми  – их социальная адаптация,  трудоустройство и дальнейшее  приспособление к жизни в обществе.     Современные исследования показывают - нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя:   - специфические методы, приемы и средства обучения;  - организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения;  - обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Цель коррекционно – развивающей работы

с умственно отсталыми детьми

их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в обществе. Современные исследования показывают - нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя: - специфические методы, приемы и средства обучения; - организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения; - обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Особенности речи:

Особенности речи:

  • Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно.
  • Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости.
  • Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями.
  • Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
  • Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие
  • Нарушения структуры многих слов и аграмматизмы.
  • В ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые безречевые дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 - 25 % (Л.М.Шипицина 2004).
Цель логопедического сопровождения -  расширение представлений детей об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Цель логопедического сопровождения -

расширение представлений детей об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Задачи коррекционно-  логопедической работы : Создание предпосылок развития речи.

Задачи коррекционно- логопедической работы :

Создание предпосылок развития речи.

  • Расширение понимания речи.
  • Совершенствование произносительной стороны речи.
  • Совершенствование тонкой ручной моторики.
  • Развитие ритма.
  • Развитие дыхания.
  • Развитие речевого дыхания и голоса.
  • Развитие артикуляторной моторики.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
Задачи I этапа. 1) Расширение понимания обращенной к ребенку речи. 2)Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней. 3) Стимуляция подражания: «Сделай как я». Звуковое подражания: «Как собачка лает», «Как кошка мяукает» и др. 4) Соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. 5) Стимулировать формирование первых форм слов. 6) Сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно. 7) Учить ребенка объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. Выражать свои потребности и желания словами.

Задачи I этапа.

1) Расширение понимания обращенной к ребенку речи.

2)Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней.

3) Стимуляция подражания: «Сделай как я».

Звуковое подражания: «Как собачка лает», «Как кошка мяукает» и др.

4) Соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями.

5) Стимулировать формирование первых форм слов.

6) Сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно.

7) Учить ребенка объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. Выражать свои потребности и желания словами.

Задачи II этапа. 1) Расширение понимания обращенной к ребенку речи. 2) Накопление и расширение словаря. 3) Формирование двухсловных предложений. 4) Работа над пониманием предлогов. 5) Постановка гласных звуков.  Задачи III этапа. 1)Уточнение и расширение словарного запаса. 2) Расширение объема фразовой речи. 3) Формирование грамматического строя речи. 4) Развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов. 5) Работа по словоизменению и словообразованию. 6) Проведение работы по коррекции звукопроизношения. 7) Активизация диалогической речи. 8) Подготовка к грамоте. Овладение элементами грамоты.

Задачи II этапа.

1) Расширение понимания обращенной к ребенку речи.

2) Накопление и расширение словаря.

3) Формирование двухсловных предложений.

4) Работа над пониманием предлогов.

5) Постановка гласных звуков.

Задачи III этапа.

1)Уточнение и расширение словарного запаса.

2) Расширение объема фразовой речи.

3) Формирование грамматического строя речи.

4) Развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов.

5) Работа по словоизменению и словообразованию.

6) Проведение работы по коррекции звукопроизношения.

7) Активизация диалогической речи.

8) Подготовка к грамоте. Овладение элементами грамоты.

Особенности коррекционно-логопедической работы:

Особенности коррекционно-логопедической работы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала. Необходимо контролировать длительность занятия. Необходима четкая структура занятия. Необходима смена видов деятельности. Перенос знаний. Детям необходима положительная оценка
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания.
  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение.
  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.
  • Необходимо контролировать длительность занятия.
  • Необходима четкая структура занятия.
  • Необходима смена видов деятельности.
  • Перенос знаний.
  • Детям необходима положительная оценка

их деятельности.

Общие рекомендации по проведению  коррекционно-развивающих занятий:

Общие рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий:

  • Налаживание эмоционального контакта с ребенком.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий.
  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия»).
  • Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение.
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
Коррекционное занятие  «Медвежонок в гостях» Задачи:

Коррекционное занятие «Медвежонок в гостях»

Задачи:

  • Уточнять и пополнять пассивный словарный запас по теме. Учить понимать и выделять из речи названия предметов и действий с ними.
  • Развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику, формировать произвольный выдох.
  • Формировать умение выполнять действия с предметами разного цвета, величины (находить, показывать, группировать).
  • Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.
  • Развивать активную подражательную речевую деятельность.
  • Развивать внимание, память, мышление.
Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  • Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  • Работа по формированию слухового внимания.
  • Развитие ручной моторики.
  • Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  • Развитие элементарных произносительных навыков.
  • Развитие понимания обращённой речи.
  • Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  • Развитие активной речи.
  • Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Вывод:  Особое значение коррекционного воздействия состоит во взаимопонимании и взаимопомощи педагога и ребенка. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностей. При этом педагогу важно как можно более оптимально использовать все возможности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития.

Вывод:

Особое значение коррекционного воздействия состоит во взаимопонимании и взаимопомощи педагога и ребенка. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностей. При этом педагогу важно как можно более оптимально использовать все возможности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шмырева Людмила Владимировна

Дата: 19.03.2021

Номер свидетельства: 575983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства