Презентация для педагогов "Дидактическая игра по математике для детей младшего дошкольного возраста"
Презентация для педагогов "Дидактическая игра по математике для детей младшего дошкольного возраста"
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
К дидактической игре относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
-- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
-- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
Есть еще речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- проведение итогов игры.
Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Например, в игре "Собери пирамидку," воспитатель объясняет правило при сборе игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Дети собирают пирамидку по показу воспитателя. Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило. Можно ввести и элемент соревнования: Кто быстрее соберет пирамидку? Дидактические игры математического характера содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве, о равенстве предметов, определить форму: круг, квадрат, треугольник. Игры могут проводиться в этом возрасте утром как вне занятия, так и как часть его, и во второй половине дня.
Когда дети на занятиях получают знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру "Чудесный мешочек". Дидактическая задача - выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать. Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм: "Сегодня мы хорошо играли в "чудесный мешочек". А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы их будет отгадывать". Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов. Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.
Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.
Дидактические игры по ФЭМП в младшей группе
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: кого я назову, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, которого назвали, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель обращается к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
Дидактическая игра «Бабочки и цветы»
Дидактические задачи: учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.
Оборудование: вырезанные из картона цветы, бабочки.
Ход игры:
На полу на небольшом расстоянии друг от друга, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками(можно в руки каждому ребенку раздать по вырезанной бабочке). Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки».
— Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками - «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» – каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Педагог уточняет: сколько цветов? – Много. На этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка.
– Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?
– Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.
Игра повторяется 2-3 раза. Во время игры надо положить еще 1-2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.
«Матрешки»
Дидактические задачи : вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Ход игры:
Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:
Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.
Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:
Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.
Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:
Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,
Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.
Чередование можно продолжить несколько раз.
Дидактическая игра «Веселые скрепки»
Цель игры:
формирование имения сравнивать и объединять предметы по признаку цвета;
развитие быстроты мышления;
развитие мелкой моторики рук;
воспитание усидчивости
Дидактическая игра «Пройди по мостику»
Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Оборудование: широкая и узкая доски.
Ход игры:
Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам пройти по узкому мостику, а девочкам – по широкому.
Второй вариант. Девочки идут по узкому мостику, а мальчики – по широкому.
Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мостику по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мостику».
Воспитатель проверяет правильность выполнения действий.
Дидактическая игра «Геометрические дорожки»
Цель: учить детей находить закономерность расположение фигур и продолжать ее.
Ход игры:
Детям предлагается продолжить геометрический ряд.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру .