kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая среда как основа развития личности ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития личности ребёнка»

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА


Главная задача общеобразовательных учебных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умст­венного, нравственного, эмоционального и физического разви­тия ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. Ребёнок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индиви­дуальности. Он - великий подражатель, увлечённый исследова­тель, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности. Вся жизнь и деятельность воспитателя посвящена воспитанникам, понима­нию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведённый ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.


Предметно-пространственная среда развития - организация пространства и использование оборудования и другого оснаще­ния в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребёнка, его развития. Развивающая среда — есте­ственная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Всё это способству­ет активной, познавательно-творческой деятельности всех де­тей группы. Создание интерьера помещений, использование детской мебели по возрасту, игр, игрушек, физкультурного и другого оборудования должно базироваться на научных прин­ципах своеобразной «Эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие по­строения развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.



Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация среды должна служить удовлетворению по­требностей и интересов самого ребёнка, давать ему возмож­ность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по группе, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, кон­структивной и другой деятельности. Для ребёнка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно приложить все силы, чтобы окружающая ребёнка обстановка не причиняла ему вреда, а способствовала установлению, утвер­ждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда даёт дошкольнику возможность испытывать использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. При создании развивающей среды группы следует учитывать особенности детей, интересы, склонности, способности, личностные особенности и др. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая цель, идея, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.


Предлагается гибкое и вариативное использование пространства путём создания развивающих зон, уголков для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей и всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобрази­тельной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.. Пространство должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, притом не мешая друг другу.


Развивающая среда обеспечивает детям возмож­ность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, свободно выбирать материалы и игровые пособия для привле­кающего их вида деятельности. Все основные компоненты раз­вивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физкультурно-оздоровительного, познава­тельного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития личности ребёнка

Автор: Лаврова Татьяна Михайловна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства