Просмотр содержимого документа
«"Предметно-развивающая среда как средство речевого развития дошкольников"»
Предметно-развивающая среда как средство речевого развития дошкольниковМКОУ ХМР «СОШ д. Согом»Гизатулина Е.В., заместитель директора по УВР
2021 год
Цель: для развития речи детей необходимо создать определенную предметно - речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, и активной связанной речи.
Организация предметно-развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, каклюбознательность,инициативность, самостоятельность,способностьктворческому самовыражению.
Речевое развитие по ФГОС:
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Роль предметно – развивающей средыв коммуникативном развитии ребенка
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.
Требования к предметно-развивающей речевой среде:
Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
Трансформируемость пространства;
Полифункциональность материалов;
Вариативность среды;
Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);
Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является
грамотная речь педагога,
так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность.
Качества речи педагога:правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.
Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи
На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д.
Дидактические игры для активизации словаря;
Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки;
На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.
Оборудование и
наполнение центра развития речи
Центр - Книжный мир
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевого развития: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.
Книги в уголке периодически меняются, в зависимости от сезона, календарно-тематического плана. Организуются выставки книг одного писателя.
Для обучения грамоте используется магнитная доска, наборы магнитных букв, слогов
Азбука-пазл
Книги и пособия по обучению грамоте
В речевом уголке находятся различные пособия и дидактические игры для развития речи и обучения грамоте
В группе созданы и пополняются картотеки сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики
Театр как одна из форм развития речи детей
С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию голоса. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому особое внимание мы уделяем обновлению игровой предметно-развивающей среды.
Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми
Наполнение речевой развивающей среды определяетсяприоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение);
организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.
Речевая развивающая средасредней группы
—грамотная речь педагога;
—методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
—методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
—активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
—организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.
Речевая развивающая средастаршей и подготовительной групп
грамотнаяречь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
организация восприятия с последующим обсуждением).
создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.
В заключение хочу сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка. Она должна выполнять образовательную, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.