удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка
становление его способностей
посредством включения в активную
познавательно-творческую
деятельность
Цель созданияпредметно-развивающей среды
создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности,
саморазвития и самоутверждения в ней
Задачи развития предметно-развивающей среды
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и
уважение к личности каждого ребенка(психологическое
здоровье);
активно искать пути, способы и средства максимально
полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности(базис личностной культуры);
развитие индивидуальности ребёнка не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
Основные условия построенияразвивающей среды:
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
способствование творческому развитию детей;
учет интересов и потребностей каждого ребенка;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной деятельности,
возможности для исследования;
привлекательность и эстетичностьоформления .
Роль среды прослеживается на примере ее основных функций
организующая;
воспитывающая;
информационная;
развивающая.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности, динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных
элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости – закрытости;
принцип учёта половых и возрастных
различий детей.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта
задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза»
важно установить верную психологическую
дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой
в целом
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов
ребёнка, его волевых качеств, эмоций,
чувств.
Принцип стабильности динамичности предметно-пространственной развивающей среды
В проекте предметно-пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно),
может быть реализована с помощью применения
раздвижных и раскручивающихся рулонных
перегородок, разворачивающихся поролоновых
матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой,
рисованием, конструированием,
рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно
давать детям разнообразные и меняющиеся
впечатления.
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об
основах графического языка и о различных
культурах – восточной, европейской,
американской.
Принцип открытости – закрытости
Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
Открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. Организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
Открытость обществу и своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформляются
выставки фотографий «Вот мы какие», семейные
альбомы.
Особым правом участия в жизни дошкольного
учреждении пользуются родители.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей
Построение среды с учётом половых различий
предполагает представление возможностей,
как мальчикам, так и девочкам проявлять
свои склонность в соответствии с
принятыми в обществе мужественности
и женственности.
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства
Младший возраст
Старший возраст
Уголок игры
Уголок строительства
Центр сюжетно-ролевый игры
Центр строительства
Физкультурный уголок
Физкультурно-оздоровительный центр
Центр настольно-печатных игр и математики
Уголок настольных игр
(сенсорный)
Центр литературы и обучения грамоте
Центр искусства
Книжный уголок
Центр детского экспериментирования
Уголок рисования
Уголок природы
От природы – мы талантыВсе актёры, музыкантыРежиссёры и гримёры,Сценаристы и дублёры.Здесь сыграем и споёмСказочку покажем,Сам Никита МихалковНам спасибо скажет.
Музыкально-эстетическое познание своеобразного языка искусства
А в отдельные моменты
Ставим мы эксперименты
Мы над колбами творим -
Быть учёными хотим.
Солнышко - нам радоДетвору встречает рано,Лучики свои пустилоВсе планеты осветила.
Кто у постели больного сидитИ как лечиться всем говоритКто болен –Он капли предложит принять,Тому, кто здоров –Разрешит погулять
Обогащение сенсорного опыта
Есть программа здесь одна!Учит математике и элементам информатики.
Почему течёт река,Почему в горах снегаПочему не тает лёд,Почему метель метётЧтобы обо всём узнатьНадо книги нам читать.
Правила движенияЗнаем на зубокПостовой наш –очень строг.
Рано утром мы встаём,В группу среднюю идём,Там играем и рисуем,Там танцуем и поём –Никогда не устаём.