kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предметно-пространственная развивающая среда и её обновление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления на семинаре по теме «Предметно-развивающая среда и её обновление».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предметно-пространственная развивающая среда и её обновление»»

Предметно-развивающая среда ДОУ  в условиях реализации ФГОС ДО     Чекрыжова Зинаида Петровна,  воспитатель 1 категории  МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18»

Предметно-развивающая среда ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Чекрыжова Зинаида Петровна,

воспитатель 1 категории

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18»

Предметно-развивающая среда –  это организованное жизненное пространство способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника  удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка  становление его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность

Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство

  • способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника
  • удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка
  • становление его способностей

посредством включения в активную

познавательно-творческую

деятельность

Цель создания  предметно-развивающей среды   создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней

Цель создания предметно-развивающей среды

создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности,

саморазвития и самоутверждения в ней

Задачи развития предметно-развивающей среды  создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и  уважение к личности каждого ребенка (психологическое  здоровье); активно искать пути, способы и средства максимально  полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности (базис личностной культуры);

Задачи развития предметно-развивающей среды

  • создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  • предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
  • ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и

уважение к личности каждого ребенка (психологическое

здоровье);

  • активно искать пути, способы и средства максимально

полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности (базис личностной культуры);

  • развитие индивидуальности ребёнка не  «запрограммированность», а содействие развитию личности.
Основные условия построения  развивающей среды: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей; опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком; способствование творческому развитию детей; учет интересов и потребностей каждого ребенка; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; обеспечение самостоятельной деятельности,  возможности для исследования;

Основные условия построения развивающей среды:

  • соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
  • способствование творческому развитию детей;
  • учет интересов и потребностей каждого ребенка;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • обеспечение самостоятельной деятельности,

возможности для исследования;

  • привлекательность и эстетичность оформления .
Роль среды прослеживается на примере ее основных функций

Роль среды прослеживается на примере ее основных функций

  • организующая;
  • воспитывающая;
  • информационная;
  • развивающая.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды  принцип дистанции, позиции при взаимодействии;  принцип активности, самостоятельности, творчества;  принцип стабильности, динамичности;  принцип комплексирования и гибкого зонирования;  принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;  принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;  принцип открытости – закрытости;  принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности, динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных

элементов в эстетической организации среды;

  • принцип открытости – закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных

различий детей.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии   первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта  задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза»  важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

  • первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта

  • задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза»

  • важно установить верную психологическую

дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой

в целом

Принцип активности    Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.  По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Принцип активности

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов

ребёнка, его волевых качеств, эмоций,

чувств.

Принцип стабильности динамичности предметно-пространственной развивающей среды   В проекте предметно-пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.  Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Принцип стабильности динамичности предметно-пространственной развивающей среды

В проекте предметно-пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно),

может быть реализована с помощью применения

раздвижных и раскручивающихся рулонных

перегородок, разворачивающихся поролоновых

матов и т. п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования   Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».  Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой,

рисованием, конструированием,

рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого   Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся  впечатления.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно

давать детям разнообразные и меняющиеся

впечатления.

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды   Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об

основах графического языка и о различных

культурах – восточной, европейской,

американской.

Принцип открытости – закрытости    Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.  Открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. Организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.  Открытость обществу и своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформляются выставки фотографий «Вот мы какие», семейные альбомы.  Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.

Принцип открытости – закрытости

Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.

Открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. Организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

Открытость обществу и своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформляются

выставки фотографий «Вот мы какие», семейные

альбомы.

Особым правом участия в жизни дошкольного

учреждении пользуются родители.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей    Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Построение среды с учётом половых различий

предполагает представление возможностей,

как мальчикам, так и девочкам проявлять

свои склонность в соответствии с

принятыми в обществе мужественности

и женственности.

Игровые и развивающие центры (уголки)  в рамках группового пространства Младший возраст Старший возраст  Уголок игры  Уголок строительства  Центр сюжетно-ролевый игры  Центр строительства  Физкультурный уголок   Физкультурно-оздоровительный центр  Центр настольно-печатных игр и математики  Уголок настольных игр  (сенсорный)  Центр литературы и обучения грамоте  Центр искусства  Книжный уголок  Центр детского экспериментирования   Уголок рисования  Уголок природы

Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства

Младший возраст

Старший возраст

Уголок игры

Уголок строительства

Центр сюжетно-ролевый игры

Центр строительства

Физкультурный уголок

Физкультурно-оздоровительный центр

Центр настольно-печатных игр и математики

Уголок настольных игр

(сенсорный)

Центр литературы и обучения грамоте

Центр искусства

Книжный уголок

Центр детского экспериментирования

Уголок рисования

Уголок природы

От природы – мы таланты  Все актёры, музыканты  Режиссёры и гримёры,  Сценаристы и дублёры.  Здесь сыграем и споём  Сказочку покажем,  Сам Никита Михалков  Нам спасибо скажет.

От природы – мы таланты Все актёры, музыканты Режиссёры и гримёры, Сценаристы и дублёры. Здесь сыграем и споём Сказочку покажем, Сам Никита Михалков Нам спасибо скажет.

Музыкально-эстетическое познание своеобразного языка искусства

Музыкально-эстетическое познание своеобразного языка искусства

А в отдельные моменты Ставим мы эксперименты Мы над колбами творим - Быть учёными хотим.

А в отдельные моменты

Ставим мы эксперименты

Мы над колбами творим -

Быть учёными хотим.

Солнышко - нам радо  Детвору встречает рано,  Лучики свои пустило  Все планеты осветила.

Солнышко - нам радо Детвору встречает рано, Лучики свои пустило Все планеты осветила.

Кто у постели больного сидит  И как лечиться всем говорит  Кто болен –  Он капли предложит принять,  Тому, кто здоров –  Разрешит погулять

Кто у постели больного сидит И как лечиться всем говорит Кто болен – Он капли предложит принять, Тому, кто здоров – Разрешит погулять

Обогащение сенсорного опыта

Обогащение сенсорного опыта

Есть программа здесь одна!  Учит математике и элементам информатики.

Есть программа здесь одна! Учит математике и элементам информатики.

Почему течёт река,  Почему в горах снега  Почему не тает лёд,  Почему метель метёт  Чтобы обо всём узнать  Надо книги нам читать.

Почему течёт река, Почему в горах снега Почему не тает лёд, Почему метель метёт Чтобы обо всём узнать Надо книги нам читать.

Правила движения  Знаем на зубок  Постовой наш –очень строг.

Правила движения Знаем на зубок Постовой наш –очень строг.

Рано утром мы встаём,  В группу среднюю идём,  Там играем и рисуем,  Там танцуем и поём –  Никогда не устаём.

Рано утром мы встаём, В группу среднюю идём, Там играем и рисуем, Там танцуем и поём – Никогда не устаём.

Любим в магазин играть, В нём покупки покупать, Когда вырастим большими – Будем маме помогать!

Любим в магазин играть,

В нём покупки покупать,

Когда вырастим большими –

Будем маме помогать!

Дайте ножницы, расчёску  Мы вам сделаем причёску.  Парикмахер непременно  Подстрижёт вас современно!

Дайте ножницы, расчёску Мы вам сделаем причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно!

Мне не надо быть артистом Чтоб стать поваром, стилистом Продавцом или врачом Капитаном, скрипачом В нашей группе не скучаем – Очень весело играем.

Мне не надо быть артистом

Чтоб стать поваром, стилистом

Продавцом или врачом

Капитаном, скрипачом

В нашей группе не скучаем –

Очень весело играем.

Стану я строителем И построю дом. Будет очень весело Жить ребятам в нём. А пока из кубиков Строим этажи, Чтобы проживали в них Куклы-малыши.

Стану я строителем

И построю дом.

Будет очень весело

Жить ребятам в нём.

А пока из кубиков

Строим этажи,

Чтобы проживали в них

Куклы-малыши.

Я рисую море, Голубые дали. Осьминоги и дельфины Вы такого моря С нами весело играют Просто не видали! С нами лепят пластилином У меня такая Рисовать нам помогают . Краска голубая, Что волна любая Просто как живая…

Я рисую море,

Голубые дали.

Осьминоги и дельфины

Вы такого моря

С нами весело играют

Просто не видали!

С нами лепят пластилином

У меня такая

Рисовать нам помогают .

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Предметно-пространственная развивающая среда и её обновление»

Автор: Чекрыжова Зинаида Петровна

Дата: 05.09.2018

Номер свидетельства: 477168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства