Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Выполнила воспитатель первой категории старшей группы Туваева Елена Михайловна
Выкса, 2018год
Цель познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Установление причинно-следственной связи в окружающей действительности, обобщение и систематизирование накапливаемых знаний
Задачи познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Формы познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Коллективная
Подгрупповая
Индивидуальная
Методы познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Эвристический метод
Наблюдение
Опыты и эксперименты
Проектная деятельность
ТРИЗ-технологии
Эксперимент №1 «Воздух»
Цель: знакомство со свойствами воздуха и с его значением для всего живого
Проведение: Дети выдувают воздух из соломинок для коктейлей в стакан с водой. Тем самым, наблюдая за тем, как в воде образуются пузырики.
Эксперимент №2 «Воздух»
Цель: знакомство со свойствами воздуха, обнаружение воздуха в стакане.
Проведение: Детям предлагается опустить предмет (камень) в стакан с водой, тем самым пронаблюдать за тем, что предмет утонет и при этом из него будут выходить пузырьки, которые поднимаются вверх, дети сделают вывод, что в стакане есть воздух.
Эксперимент №3 «Свойство воды»
Цель: выявление свойства воды.
Проведение: Детям предлагается в пластиковый стаканчик с водой добавить краситель (разных цветов) и пронаблюдать за тем, что произойдет. Дети увидят, что порошок, которые они опустили в воду растворился, вода поменяла цвет. Тем самым дети делают вывод, что вода может изменяться в цвете.
Эксперимент №4 «Наблюдение за растениями»
Цель: Выявление потребности в дыхании у растений.
Проведение: Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел. Дети делают вывод, что растения нуждаются в воздухе, дыхании
Таким образом, педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.