Познавательно-экспериментальная деятельность детей в старшей группе
Познавательно-экспериментальная деятельность детей в старшей группе
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно-экспериментальная деятельность детей в старшей группе»
Познавательно-экспериментальная деятельность детей в старшей группе
Воспитатель: Л.В.Бадей
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на
помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших
школ характера»
Анатолий Шапиро
«Детское экспериментирование – стержень любого
процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования,
взятая во всей ее полноте и уверенности, является всеобщим способом
функционирования психики»
Н.Н. Подъянова
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
«Опыт всему учитель»
Юлий Цезарь.
Цель познавательно-экспериментальной деятельности:
-развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи познавательно-экспериментальной деятельности:
Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Создавать условия для развития самостоятельности и умения
устанавливать причинно-
следственные связи в природе.
Наук на свете всяких много,
Для каждой есть своя дорога,
Для каждой путь намечен свой,
Быть может добрый, может злой.
Но, впрочем, суть не в этом здесь,
Одна древнейшая наука
На всей земле доселе есть,
Историей своей она уходит вглубь,
И хочется сказать о ней хотя бы что-нибудь…
Введению термина «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» наука обязана Ж.Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Детское экспериментирование- «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» ( Н.Н.Поддьяков, 1981г. )
А.И.Савенков
«Для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде»»
Выбор темы и обьъктов исследования осуществляется с учётом жизненного опыта детей
Осуществлять проверку всех предположений и формировать выводы
Создание мотивации к деятельности
Условия детского экспериментирования
Использование
проблемных ситуаций
Поощрение детских гипотез
Ведение диалога с детьми
Развитие
речи
Формирование элементарных математических представлений
Художественное
творчество
Детское
экспериментирование
Труд
Познание
Чтение художественной литературы
Укрепление
здоровья
Физическое
воспитание
Классификация экспериментов
По характеру обьектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями;
Опыты с животными;
Опыты с объектами неживой природы;
Опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
В групповой комнате;
На участке;
В лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
Индивидуальные;
Групповые;
Фронтальные.
По причине их проведения:
Случайные;
Запланированные;
Поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
Эксперимент — интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Цель:Совершенствовать представления
детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
•Развивать умение делать выводы, умозаключения
•Развивать речь, мышление, любознательность
•Способствовать накоплению у детей конкретных
представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Знакомство с почвой
Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений ; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух , влага, как происходит её загрязнение.
Задачи:
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
Уточнение знаний детей о свойствах почвы : мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы :
- назвать предмет в целом (почва) ;
- при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы ;
Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?
Актуальность проекта
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, И, чтоб эти познания стали Не наукой, а частью души!