Просмотр содержимого документа
«"Повышение качества консультативной и практической помощи родителям имеющим ребенка с ТНР"»
Презентация
Разработка
Защита
Внедрение в практику
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ
«Повышение качества консультативной и практической помощи родителям, через реализацию авторской речевой газеты «Речецветик» учителей высшей категории МБДОУ детский сад №2 Сидоровой Т.С. Кантур Т.Г.
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Анализ ситуации
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В ходе логопедической работы необходимо:
Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей
разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа
Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
Ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ
Необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
Учитель-логопед, дети дошкольного возраста, их родители ,психолог, воспитатели
Участники проекта
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
Цель проекта
Задачи:
Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка
Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим и практическим материалом в речевой газете «Речецветик»
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по
устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха»
Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка
Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить»
Ожидаемые результаты:
Эффективность данных результатов:
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Для ДОУ
Положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку
Положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время
Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
Благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ
Практическая значимость проекта
Заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта:
Стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1этап
Подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Создание рабочих рубрик.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор практического материала по развитию артикуляционной моторики.
Подбор практического материала по развитию ВПФ.
Подбор практического материала по развитию связной речи.
Подбор практического материала по развитию детей 2-3 лет.
Подбор практического материала по развитию грамматики(словообразования и словоизменения.
Подбор практического материала по развитию правильного речевого дыхания.
Подбор практического материала по распространению логопедических знаний/сложные нарушения./
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1).
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2этап
Основной (практический)
Задача:
Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников по 8 рубрикам.
Средства и методы проекта:
Проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
Проведение индивидуальных консультаций
Создание информационно-методического стенда «Будем правильно и красиво говорить» (ежемесячно, теоретический материал)
Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках, создание авторского материала).
Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3этап
заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области