Вид проекта: творческий, исследовательский, игровой
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дошкольники среднего дошкольного возраста
Количество детей: 15 детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Направление: познавательно-речевое.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
активизировать речь и обогащать словарь детей;
развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Социальная значимость проекта:
приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Актуальность проекта:
Многие родители, имеющие свои огороды , не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель:развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Основные этапы и направления
реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Практическая работа.
Подведение итогов.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Подготовка информации для родительских уголков.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
Посадка семян в землю.
Уход за растениями.
Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Работа дневником наблюдения.
Просмотр фильмов о растениях.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Презентация проекта.
Представление опыта.
Деятельность детей:
Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Работа с родителями
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
С помощью родителей собрать коллекцию семян.
Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек .
Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы
2. Опытно-экспериментальная деятельность
3. Практическая деятельность и трудовые поручения
4. Экологические занятия
5. Игровая деятельность
6. Художественно-творческая деятельность детей.
7. Речь и речевое общение.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома
10. Консультация для родителей
Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт : Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди .
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» ( в течение всего проекта )
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Предполагаемые результаты:
У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Использованная литература:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
5.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
6.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
7.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
8.Сигимова М.Н. Познание мира растений.
9.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
10.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»