Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Воспитание сказкой" для старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 159
г. Ульяновск
Проект
«Воспитание сказкой»
Подготовили :
Воспитатели: Сапожникова Е.Ю.
Чуднова Ю.Ю.
Учитель-дефектолог Хижова Е.Б.
«Это,— первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
К.Д. Ушинский
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучения к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
К сожалению, в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, пробелов в знаниях у родителей, их загруженности повседневными делами, у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, щедрости, справедливости.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Тип проекта: среднесрочный, групповой, практико-ориентированный
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,
учитель- дефектолог, родители
Цель проекта: формирование нравственных качеств (доброта, щедрость, правдивость, трудолюбие) у детей старшего дошкольного возраста посредством народных, авторских сказок.
Задачи для детей:
Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Формировать у ребенка эмоциональное, гуманное, доброжелательное отношение к сверстникам, близким.
Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду (закреплять умение быть нравственно воспитанным).
Задачи для педагогов:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира;
проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными, авторскими сказками.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение педагогической компетентности родителей.
Педагог:
. повышение качества воспитательного процесса;
. создание методического материала по данной проблеме.
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя, беседа по содержанию;
- рассказывание;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр м/ф
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
- драматизация сказки;
- метод аналогий;
- постановка проблемных вопросов
Этапы реализации проекта
Изучить особенности поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе;
выявить умения разрешать проблемные ситуации;
анкетирование родителей.
Диагностический
Апробация методов и приёмов работы детей со сказкой для формирования нравственных качеств.
Проведение образовательной деятельности в ходе режимных моментов по ознакомлению с устным народным творчеством
Совместная деятельность педагога с ребенком по ознакомлению со сказкой
Чтение и рассказывание сказок с использованием разных видов театров
Игры-драматизации
Педагогическое просвещение родителей (консультации)
Основной
Выставка совместных работ детей с родителями « В гостях у сказки»
Самостоятельная деятельность детей в книжном и театральном уголках
Участие в спортивном развлечении инструктора по физической культуре Прохоровой Т.П. «Книга сказок»
Представление опыта работы на педагогическом совете -презентация проекта «Воспитание сказкой»