Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Игра-драматизация как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Берёзка»
Образовательный проект
«Игра-драматизация как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»
Автор проекта: воспитатель МБДОУ
детского сада «Берёзка» Гончарова Ольга Владимировна
Тамбов, 2013г.
Театр-одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.
Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.
Паспорт проекта
Тип проекта:
Творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта:
Июнь 2011 – май 2012г.
Место реализации:
МБДОУ детский сад «Берёзка».
Участники проекта:
воспитатель: Гончарова Ольга Владимировна,
специалисты по художественно-продуктивной и музыкальной деятельности, дети группы общеразвивающей направленности 5-6 лет, родители воспитанников.
Форма представления:
Презентация и защита проекта.
Актуальность
Игра-драматизация имеет важное значение не только для развития коммуникативных навыков поведения, но и для всего психического развития ребёнка дошкольного возраста. Растёт умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, фильмов.
Игра-драматизация одно из средств развития коммуникативных навыков у старших дошкольников как части социального становления ребёнка.
Цель проекта
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта
дать представления о театре, об игре в театр;
создать условия для развития коммуникативных способностей дошкольников;
формировать умения видеть прекрасное, отличать добро и зло;
совершенствовать артистические навыки участников проекта;
воспитывать нравственные качества на примере героев сказок;
познакомить с различными видами театра (кукольный, музыкальный, настольный, театр масок) .
Гипотеза
Если систематически проводить игры-драматизации и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научаться правильно общаться и преодолеют чувство застенчивости.
Аннотация проекта или пояснительная записка (?)
Театрализованная деятельность- это неотъемлемая часть дошкольного обучения. Одной из форм данной деятельности являются игры-драматизации. Они включают в себя инсценирование песен, сказок, художественных произведений, потешек, игровое творчество детей. Игра-драматизация - форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость, честность). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру, злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Направления реализации проекта
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
Мини-спектакли, игры-сценки, посещение театров, спектаклей с родителями
Самостоятельная игровая деятельность (игры-драматизации в повседневной жизни)
Этапы проекта
Организационный
1 - этап
2 - эта п
Диагностический
Основной
3 - этап
Итоговый
4 - этап
1 этап - организационный
Сроки выполнения
Деятельность педагога
Ожидаемые
результаты
Выбор темы проекта Систематизация учебно-методических пособий Разработка перспективного плана работы кружка «Художественное слово» Подбор художественных произведений для игр-драматизаций в соответствии с возрастом Создание предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности Изготовление атрибутов, масок, костюмов для игровой деятельности
Выбор темы проекта
Систематизация учебно-методических пособий
Разработка перспективного плана работы кружка «Художественное слово»
Подбор художественных произведений для игр-драматизаций в соответствии с возрастом
Создание предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности
Изготовление атрибутов, масок, костюмов для игровой деятельности
Создание
учебно-методической
базы для реализации
проекта.
Июнь-Август
2 этап - организационный
Сроки выполнения
Ожидаемые
результаты
Деятельность педагога
Составление представлений о начальном развитии старших дошкольников
(столбы диаграммы)
Мониторинг детей :
исследование игровой деятельности
выявление уровня развитиякоммукативныхспособностей
Сентябрь
3 этап - организационный
Сроки выполнения
Ожидаемые
результаты
Деятельность педагога
Организация работы кружка «Художественное слово»
Вовлечение детей в непрерывную непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению с художественной литературой
Активизация игровой деятельности: игры-драматизации, театрализованные представления, мини-сценки
Осуществление практической, методической помощи детям
Формирование
специальных знаний,
умений, навыков
Привлечение в
систему
обучения родителей
Вовлечение в
воспитание
заинтересованности
детей и активизации
желания найти пути
решения проблемы
Привлечение в
систему обучения
педагогов-специалистов
Сентябрь -Апрель
4 этап - организационный
Деятельность педагога
Сроки выполнения
Презентация проекта в ДОУ
Показ театрализованной деятельности на родительском собрании
Мониторинг детей
Выставка детских рисунков
Фотоотчёт
Май
Интеграция образовательных областей
Коммуникация
Познание
Здоровье
Социализация
Физическая культура
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Музыка
Организация предметно- пространственной среды
Мониторинг качества освоения программного материала кружка "Художественное слово" (2011-2012 уч.г.)
Сравнительный анализ усвоения детьми программного материала по образовательной области "Коммуникация"
Совместная деятельность участников проекта
Чтение сказок Рассматривание иллюстраций
Разучивание песен и танцев
Чтение художественных произведений
Рисунки по сказкам
Художественно-продуктивная деятельность
Музыкальное сопровождение спектаклей
Организация пространств. Среды Изготовление пригласительных билетов
Создание декораций и костюмов
Художественное творчество дете й
Разыгрывание театральных этюдов
Экскурсии в зоопарк
Посещение театра, спектаклей
Родители-
дети
Специалист по худож. - прод. деятельности-
дети
Специалист по муз. деятельности
Воспитатель -
дети
Результаты проекта
Значительно обогатился центр театрализованной деятельности за счёт изготовления детьми и родителями атрибутов для настольного, теневого, пальчикового театров.
Повысился уровень развития коммуникативных способностей: расширился словарный запас, речь детей стала грамотной и выразительной.
Наблюдается использование игры-драматизации в самостоятельной деятельности детей.
Организованы условия для мини-театра «Сказка на сцене».
Включённость в данный образовательный проект обеспечила психологическое благополучие и здоровье детей.
Оформлен альбом творческих сочинений «Наши фантазии в сказках ».
Разработаны методические рекомендации и консультации для педагогов и родителей.
Вывод
Работа над реализацией данного проекта позволила раскрыть новые творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Они научились правильно и грамотно общаться, сумели преодолеть застенчивость и способны воплощать все свои замыслы. Театрализованная деятельность сплотила детей со сверстниками, родителями, педагогами. Приобретённые умения воспитанники переносят в повседневную жизнь.
Представление результатов педагогическому сообществу