kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая технология в развитии вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая технология - это инструмкнт, который позволяет музыкальному руководителю деьтского сада эффективно решать задачи своей професстональной деятельности Гогобидзе А.Г., Дергунская В.А. из книги "Детство с музыкой")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая технология в развитии вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района   Педагогическая технология в развитии вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста Адалатова Ольга Владимировна Высшая квалификационная категория   Купино 2019

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Педагогическая технология в развитии

вокально – хоровых умений

детей старшего дошкольного возраста

Адалатова Ольга Владимировна

Высшая квалификационная категория

Купино 2019

«Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поет, пойте!»   Наталья Княжинская

«Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поет, пойте!» Наталья Княжинская

Детская опера « Кошкин дом»

Детская опера « Кошкин дом»

слова Н. Соловьевой, музыка Г.Струве   «МОЯ РОССИЯ»

слова Н. Соловьевой, музыка Г.Струве «МОЯ РОССИЯ»

слова и музыка А. Петряшевой Песня «Сладкоежки»

слова и музыка А. Петряшевой Песня «Сладкоежки»

слова Н. Сусловой, музыка Н. Бражниковой Песня «Экология»

слова Н. Сусловой, музыка Н. Бражниковой Песня «Экология»

Что такое педагогическая технология? Педагогическая технология – это инструмент, который позволяет музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности (Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. из книги « Детство с музыкой»);  Основными принципами педагогической технологии развития вокально-хоровых умений детей старшего дошкольного возраста являются:

Что такое педагогическая технология?

  • Педагогическая технология – это инструмент, который позволяет музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности (Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. из книги « Детство с музыкой»);
  • Основными принципами педагогической технологии развития вокально-хоровых умений детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Принцип воспитывающего обучения. 2. Принцип доступности. 3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности.   4. Принцип наглядности.  5. Принцип  сознательности.   6. Принцип прочности. 

1. Принцип воспитывающего обучения.

2. Принцип доступности.

3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности.  

4. Принцип наглядности. 

5. Принцип  сознательности.  

6. Принцип прочности. 

Целью данной технологии является формирование интереса к вокальному искусству, песенных и исполнительских навыков детей, развитие творческой личности ребенка.  Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач: 1.Охранять, беречь голос детей. 2.Обучать способам певческих умений /естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание/. 3.Запоминать, исполнять большинство песен разученных в течение года. 4. Учить элементарной технике певческого исполнительства. 5. Учить ясности певческой дикции, верности интонировании мелодии, точности ритмического рисунка. 6. Способствовать выразительному исполнению песен различного характера. 7.Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в ДОУ, в семье. 8. Создать комфортный психологический климат для формирования ситуации успеха.

Целью данной технологии является формирование интереса к вокальному искусству, песенных и исполнительских навыков детей, развитие творческой личности ребенка.

Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач:

1.Охранять, беречь голос детей.

2.Обучать способам певческих умений /естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание/.

3.Запоминать, исполнять большинство песен разученных в течение года.

4. Учить элементарной технике певческого исполнительства.

5. Учить ясности певческой дикции, верности интонировании мелодии, точности ритмического рисунка.

6. Способствовать выразительному исполнению песен различного характера.

7.Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в ДОУ, в семье.

8. Создать комфортный психологический климат для формирования ситуации успеха.

В помощь музыкальному руководителю из истории педагогической науки

Личность

Основные положения

А.Е.Варламов

Русский композитор, капельмейстер, певец, музыкальный критик, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что «если ребенка учить петь с детства, при соблюдении определенной осторожности, его голос приобретет гибкость и силу , которые взрослым достаются с трудом».

Н.А. Метлов

Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в СССР, педагог- музыкант. В своей методике определил особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп. Описал требования к песенному репертуару детского сада.

Д.Б. Кабалевский

Советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель. Подчеркивал особую роль активного восприятия музыки, что является «основой музыкально- эстетического воспитания в целом и всех его звеньев».

Н.А. Ветлугина, Е.Н. Тиличеева

Педагоги – музыканты. Разработали циклы песен – упражнений, способствующих развитию музыкальности ребенка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха). Методические рекомендации внесли вклад в овладение элементарными певческими навыками, в достижение непринужденности и лёгкости звучания.

Личность Основные положения Г. А. Струве  Композитор, хормейстер, дирижёр, педагог - просветитель. В своей практической деятельности раскрыл направления детского академического пения. Является одним из авторов системы мер по защите детского голоса. Д.Е. Огороднов Учитель пения, вокально - хоровой педагог, методист - создатель уникальной системы воспитания певца. Согласно ей, в постановке голоса активно участвуют жесты рук. «Пение начинается с кончиков пальцев…» О.В. Кацер, М.Ю. Картушина, О.П. Радынова Современные педагоги- практики, авторы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы многочисленных наглядных пособий, методических рекомендаций по вокально - хоровой работе в детском саду.

Личность

Основные положения

Г. А. Струве

Композитор, хормейстер, дирижёр, педагог - просветитель. В своей практической деятельности раскрыл направления детского академического пения. Является одним из авторов системы мер по защите детского голоса.

Д.Е. Огороднов

Учитель пения, вокально - хоровой педагог, методист - создатель уникальной системы воспитания певца. Согласно ей, в постановке голоса активно участвуют жесты рук. «Пение начинается с кончиков пальцев…»

О.В. Кацер,

М.Ю. Картушина, О.П. Радынова

Современные педагоги- практики, авторы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы многочисленных наглядных пособий, методических рекомендаций по вокально - хоровой работе в детском саду.

Основные термины и понятия, употребляемые в педагогической технологии Певческая дикция Ритм  Темп Дыхание Чистота интонирования Выразительность Звукообразование Динамика

Основные термины и понятия, употребляемые в педагогической технологии

Певческая дикция

Ритм

Темп

Дыхание

Чистота интонирования

Выразительность

Звукообразование

Динамика

!№ № п.п Показатели 1. сентябрь Особенности тембра 2.  май 3. Сила звука Критерии оценки Певческий диапазон  «В» - голос звонкий яркий; ре – си (до) «С» - нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно; «В» - голос сильный; «Н» - в голосе слышен сип и хрип, голос тусклый не выразительный. «С» - голос не очень сильный, но ребенок может петь не очень долго достаточно громко; « В» - диапазон шире по сравнению с нормой; «Н» - голос слабый. «С» - диапазон в пределах возрастной нормы; «Н» - диапазон ниже возрастной нормы.

!№

п.п

Показатели

1.

сентябрь

Особенности тембра

2.

май

3.

Сила звука

Критерии оценки

Певческий диапазон

«В» - голос звонкий яркий;

ре – си (до)

«С» - нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно;

«В» - голос сильный;

«Н» - в голосе слышен сип и хрип, голос тусклый не выразительный.

«С» - голос не очень сильный, но ребенок может петь не очень долго достаточно громко;

« В» - диапазон шире по сравнению с нормой;

«Н» - голос слабый.

«С» - диапазон в пределах возрастной нормы;

«Н» - диапазон ниже возрастной нормы.

№ п.п 4. Показатели Длительность речевого выдоха (количество слов на выдохе) сентябрь 5. 6.  май Задержка дыхания на вздохе Критерии оценки 7. Музыкально- слуховые представления «В» - 5-7 слов Различие звуков по высоте «С» - 6-5 слов «В» - более 16сек. «В» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний; «С» - 8-7 сек. «Н» - менее 4 слов «С» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 3- 4 прослушиваний; В» - различение звуков в пределах квинты- терции «Н» - менее 6 сек. «С» - различение звуков по высоте в пределах септимы, октавы; «Н» - неумение пропеть незнакомую мелодию попевку с сопровождением после многократного повторения. «Н» - не различает звуки по высоте

п.п

4.

Показатели

Длительность речевого выдоха (количество слов на выдохе)

сентябрь

5.

6.

май

Задержка дыхания на вздохе

Критерии оценки

7.

Музыкально- слуховые представления

«В» - 5-7 слов

Различие звуков по высоте

«С» - 6-5 слов

«В» - более 16сек.

«В» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний;

«С» - 8-7 сек.

«Н» - менее 4 слов

«С» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 3- 4 прослушиваний;

В» - различение звуков в пределах квинты- терции

«Н» - менее 6 сек.

«С» - различение звуков по высоте в пределах септимы, октавы;

«Н» - неумение пропеть незнакомую мелодию попевку с сопровождением после многократного повторения.

«Н» - не различает звуки по высоте

В» - 3 балла «С» - 2 балла «Н» - 1 балл Уровневые показатели: высокий - 21 балл; средний - 17 баллов; низкий - 10 баллов;   Показатели уровня развития детского голоса на сентябрь 20_____г.:_   Количество детей: человек - %  Количество детей с низким уровнем - человек - % Количество детей со средним уровнем - человек - % Количество детей с высоким уровнем - человек - %   Вывод:    Показатели уровня развития детского голоса на май 20_____г.:_   Количество детей: человек - %  Количество детей с низким уровнем - человек - % Количество детей со средним уровнем - человек - % Количество детей с высоким уровнем - человек - %   Вывод:

В» - 3 балла «С» - 2 балла «Н» - 1 балл

Уровневые показатели: высокий - 21 балл; средний - 17 баллов; низкий - 10 баллов;

 

Показатели уровня развития детского голоса на сентябрь 20_____г.:_

  Количество детей: человек - %

Количество детей с низким уровнем - человек - % Количество детей со средним уровнем - человек - % Количество детей с высоким уровнем - человек - %

  Вывод:

 

Показатели уровня развития детского голоса на май 20_____г.:_

  Количество детей: человек - %

Количество детей с низким уровнем - человек - % Количество детей со средним уровнем - человек - % Количество детей с высоким уровнем - человек - %

  Вывод:

Условия реализации технологии: Соучастие взаимообучение, сотворчество Временные интервалы Дополнительное оснащение

Условия реализации технологии:

Соучастие взаимообучение, сотворчество

Временные интервалы

Дополнительное оснащение

Этапы педагогической технологии I этап (чувствуем и познаем)  Направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве, даёт возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. II этап (певучесть и интонирование)  Направлен на развитие певческой интонации, здесь важно применять игровые способы формирования координации слуха, и теперь уже певческого голоса. III этап (певческие умения и навыки) Направлен на работу над песней, является процессом длительным и интересным.  Для поддержания этого интереса используются игровые задания и методы.

Этапы педагогической технологии

I этап (чувствуем и познаем)

Направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве, даёт возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.

II этап (певучесть и интонирование)

Направлен на развитие певческой интонации, здесь важно применять игровые способы формирования координации слуха, и теперь уже певческого голоса.

III этап (певческие умения и навыки)

Направлен на работу над песней, является процессом длительным и интересным.

Для поддержания этого интереса используются игровые задания и методы.

Основные целевые ориентиры: I этап работы: легко и незаметно подготовить голоса детей к пению; «разогреть мышцы» речевого аппарата, обострить интеннационный слух; подвести детей к восприятию музыкальных звуков; сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием. Основные направления работы:

Основные целевые ориентиры:

I этап работы:

  • легко и незаметно подготовить голоса детей к пению;
  • «разогреть мышцы» речевого аппарата, обострить интеннационный слух;
  • подвести детей к восприятию музыкальных звуков;
  • сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием.

Основные направления работы:

Певческая установка Артикуляционная гимнастика Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание Развивающие игры с голосом Речевые ритмо –интонационные игры и ритмодекламация

Певческая установка

Артикуляционная гимнастика

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

Развивающие игры с голосом

Речевые ритмо –интонационные игры и ритмодекламация

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА  Основная задача данного направления- привести осанку ребенка в правильное положение перед началом пения Для реализации данной задачи использую яркие образные сравнения: « Спинка – тростинка»  (авт. М. Картушина) «Сидит дед» (авт. М. Андреева), «Медведь» (авт.В. Степанов)  и т.д., напоминающие о правильности положения туловища во время пения в разных позициях, стоя или сидя.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Основная задача данного направления- привести осанку ребенка в правильное

положение перед началом пения

Для реализации данной задачи использую яркие образные сравнения: « Спинка – тростинка» (авт. М. Картушина) «Сидит дед» (авт. М. Андреева), «Медведь» (авт.В. Степанов)

и т.д., напоминающие о правильности положения туловища во время пения в разных позициях, стоя или сидя.

Артикуляционная гимнастика Основные задачи: разогреть мышцы языка, губ, щёк, всего речевого аппарата; устранить напряженность и скованность  артикуляционных мышц; Развивать артикуляционную моторику и мимику; Развивать выразительную дикцию.  Для повышения интереса детей я использую  сказку С.А. Коротаевой : «Язычок, не ленись!», стихотворные формы артикуляционной гимнастики О.В. Кацер, и М. Картушиной. Данные формы не требуют специальной логопедической подготовки.

Артикуляционная гимнастика

Основные задачи:

  • разогреть мышцы языка, губ, щёк,

всего речевого аппарата;

  • устранить напряженность и скованность

артикуляционных мышц;

  • Развивать артикуляционную моторику и мимику;
  • Развивать выразительную дикцию.

Для повышения интереса детей я использую

сказку С.А. Коротаевой : «Язычок, не ленись!», стихотворные формы артикуляционной гимнастики О.В. Кацер, и М. Картушиной.

Данные формы не требуют специальной логопедической подготовки.

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание Игры на дыхание без звука «Пёрышко, «Загони мяч в ворота», «Пузырьки» и т.д. (по Н.И. Журавленко) «Шаги», «Кулачки», «Насос» и т.д. (по А.П. Стрельниковой) Звуковые дыхательные упражнения с использованием различных образов: звучат комары, пчелы, сердится кошка, играет ветер с листвой, пыхтит ёжик и т.д. Речевые игры – это стихотворения, включающие в себя подражание звукам животных или природы: «Петух» В. Данько и т.д. Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких, поэтому допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

Игры на дыхание без звука «Пёрышко, «Загони мяч в ворота», «Пузырьки» и т.д. (по Н.И. Журавленко) «Шаги», «Кулачки», «Насос» и т.д. (по А.П. Стрельниковой)

Звуковые дыхательные упражнения с использованием различных образов: звучат комары, пчелы, сердится кошка, играет ветер с листвой, пыхтит ёжик и т.д.

Речевые игры – это стихотворения, включающие в себя подражание звукам животных или природы: «Петух» В. Данько и т.д.

Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких, поэтому допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Развивающие игры с голосом  (подражание звукам окружающего мира)   Игры на интонации различной высоты (куковать, мяукать, тикать, капать). «Кошка как тебя зовут?», «Что ревёшь самолёт?»  Игры на интонации звуковысотной направленности (крик, смех, плач, вой) «Пробуждение» С.А.Коротаевой, «Что ревёшь, самолет?» Н. Орловой Игры на интонации различной высоты (тикать, мяукать, куковать, капать) «Кошка, как тебя зовут?», «Что ревешь, самолёт?»

Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира)

Игры на интонации различной высоты

(куковать, мяукать, тикать, капать).

«Кошка как тебя зовут?», «Что ревёшь

самолёт?»

Игры на интонации звуковысотной направленности (крик, смех, плач, вой) «Пробуждение» С.А.Коротаевой, «Что ревёшь, самолет?» Н. Орловой

Игры на интонации различной высоты (тикать, мяукать, куковать, капать)

«Кошка, как тебя зовут?», «Что ревешь, самолёт?»

  • Развивающие игры с голосом могут быть использованы как динамические паузы, т.к. помогают выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомляемость.
  • Развитие интонационного и фонематического слуха;
  • Игры позволяют расширить диапазон певческого голоса;
  • Игры дают возможность послушать и почувствовать голос;
  • Подготовка ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Речевые ритмо - интонацонные игры и ритмодекламация Данный вид деятельности очень полезен для детей с недостаточной координацией слуха и голоса. Игра «Здравствуйте», «Имена», «Солнышко», «Как под горкой»( на основе закличек).  Ритмо - интонационные игры и ритмодекламация способствуют:  развитию речевого и музыкального слуха;  развитию чувства ритма, темпа, тембра;  раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;  формируют естественное звучание голоса;  развивают дикцию и выразительность голоса. Тексты речевых игр не надо заучивать с детьми, он запоминается в процессе игры. Почти все тексты сопровождаются движениями рук, ног, всего тела («Воробей» М. Картушиной) .  Все упражнения и игры речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

Речевые ритмо - интонацонные игры и ритмодекламация

Данный вид деятельности очень полезен для детей с недостаточной координацией слуха и голоса. Игра «Здравствуйте», «Имена», «Солнышко», «Как под горкой»( на основе закличек).

Ритмо - интонационные игры и ритмодекламация способствуют:

  • развитию речевого и музыкального слуха;
  • развитию чувства ритма, темпа, тембра;
  • раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
  • формируют естественное звучание голоса;
  • развивают дикцию и выразительность голоса.

Тексты речевых игр не надо заучивать с детьми, он запоминается в процессе игры. Почти все тексты сопровождаются движениями рук, ног, всего тела («Воробей» М. Картушиной) .

Все упражнения и игры речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

I I этап работы: Основные целевые ориентиры  Направлен на развитие певческой интонации, и теперь уже на развитие певческого голоса.  Основная цель: формирование координации слуха и певческого голоса, при которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков. Основные направления работы:

I I этап работы:

Основные целевые ориентиры

  • Направлен на развитие певческой интонации, и теперь уже на развитие певческого голоса.
  • Основная цель: формирование координации слуха и певческого голоса, при которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Основные направления работы:

Дыхатель- ные упражнения под музыку Вокально-артикуляционные упражнения и пальчиковые игры Музыкальные игры и упражнения на развитие звуковысотного слуха. Музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства Темповые и динамические игры Вокально-двигательная гимнастика и игры с пением

Дыхатель- ные упражнения под музыку

Вокально-артикуляционные упражнения и пальчиковые игры

Музыкальные игры и упражнения на развитие звуковысотного слуха.

Музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства

Темповые и динамические игры

Вокально-двигательная гимнастика и игры с пением

Дыхательные упражнения под музыку  Цель: помочь овладеть навыком певческого дыхания. включают в себя: Звуковые дыхательные упражнения с движениями: «Воздушный шарик», «Пузырь», «Котёнок и шар» и т.д. Попевки с использованием дыхательных упражнений: «Ветер», «Листики», «Паровоз» ( муз. и сл. М. Картушиной) Дыхательные упражнения под музыку помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, укрепляют нервную систему.

Дыхательные упражнения под музыку

Цель: помочь овладеть навыком певческого дыхания.

включают в себя:

Звуковые дыхательные упражнения с движениями: «Воздушный шарик», «Пузырь», «Котёнок и шар» и т.д.

Попевки с использованием дыхательных упражнений: «Ветер», «Листики», «Паровоз» ( муз. и сл. М. Картушиной)

Дыхательные упражнения под музыку помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, укрепляют нервную систему.

Вокально – артикуляционные упражнения  и пальчиковые игры Целью вокально- артикуляционных упражнений является: - развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко пропевая согласные звуки; - развитие способности петь слово интонационно чисто. Предлагаю своим воспитанникам вокально-артикуляционные упражнения в виде песенок - игр. Например: мною исполняется запев, а дети отвечают за персонажа (в своей работе использую логопедические распевки Т.С. Овчинникова) Использую пропевание скороговорок в различном ритме, темпе, характере. Вокально-артикуляционные упражнения провожу не сидя на стульчиках, а в кругу с передачей мягкого мячика, жеста.

Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры

Целью вокально- артикуляционных упражнений является:

- развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко пропевая согласные звуки;

- развитие способности петь слово интонационно чисто.

Предлагаю своим воспитанникам вокально-артикуляционные упражнения в виде песенок - игр. Например: мною исполняется запев, а дети отвечают за персонажа (в своей работе использую логопедические распевки Т.С. Овчинникова)

Использую пропевание скороговорок в различном ритме, темпе, характере. Вокально-артикуляционные упражнения провожу не сидя на стульчиках, а в кругу с передачей мягкого мячика, жеста.

Музыкальные игры и упражнения на развитие  звуковысотного и ритмического слуха Основная задача - это работа над точностью интонирования определенных звуков и интервалов. Хорошей основой является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, в котором представлены короткие песенки на каждый интервал.  В работе очень помогает комплект наглядных пособий Картушиной М.Ю.: «Вокально - хоровая работа в детском саду», в котором движущие детали показывают изменения высоты звука.  Добиться чистоты интонирования помогают:

Музыкальные игры и упражнения на развитие звуковысотного и ритмического слуха

Основная задача - это работа над точностью интонирования определенных звуков и интервалов. Хорошей основой является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, в котором представлены короткие песенки на каждый интервал.

В работе очень помогает комплект наглядных пособий Картушиной М.Ю.: «Вокально - хоровая работа в детском саду», в котором движущие детали показывают изменения высоты звука.

Добиться чистоты интонирования помогают:

  • Игры - повторялки. Дети повторяют за музыкальным руководителем попевки по фразам.
  • Упражнения с солистами.
Музыкально – дидактические игры и  упражнения на развитие ладового чувства Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Чтобы научить детей находить тонику я использую:  Музыкально – дидактические игры и наглядные пособия с движущимися деталями, позволяют проследить мелодическую линию, изменить её и получить варианты мелодий. Музыкальные Приветствия «Здравствуйте», «Кто как кричит» сл. и муз. М. Картушиной). Игры - добавлялки, где дети допевают слова, основанные на четкой тонической опоре. Певческие импровизации – очень эффективный метод развития ладового чувства.

Музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Чтобы научить детей находить тонику я использую:

Музыкально –

дидактические игры и

наглядные пособия с

движущимися деталями,

позволяют проследить

мелодическую линию,

изменить её и получить

варианты мелодий.

Музыкальные

Приветствия

«Здравствуйте», «Кто как кричит» сл. и муз. М. Картушиной).

Игры - добавлялки, где

дети допевают слова,

основанные на четкой

тонической опоре.

Певческие

импровизации – очень

эффективный метод

развития ладового

чувства.

Темповые и динамические игры   Скорость движения музыки дети лучше понимают, когда прочувствуют её своим телом: «Червячки пошли гулять» Железновых, «Фиксики» Г. Васильева. Например: музыкальная игра «Веселый паровозик» с музыкальными остановками: «Хлопотушкино», «Топотушкино», «Попрыгайкино», «Танцевалкино», «По местам шагалкино», где детям необходимо следить за началом и окончанием темы паровозика, за темпом в музыке, за сменой движений на музыкальных остановках. Для работы над динамикой очень хорошо подходят игры по принципу «Эхо»

Темповые и динамические игры

Скорость движения музыки дети лучше понимают, когда прочувствуют её своим телом: «Червячки пошли гулять» Железновых, «Фиксики» Г. Васильева. Например: музыкальная игра «Веселый паровозик» с музыкальными остановками: «Хлопотушкино», «Топотушкино», «Попрыгайкино», «Танцевалкино», «По местам шагалкино», где детям необходимо следить за началом и окончанием темы паровозика, за темпом в музыке, за сменой движений на музыкальных остановках.

Для работы над динамикой очень хорошо подходят игры по принципу «Эхо»

Игры с пением Цель: развитие координации движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов; снятие статического напряжения. Наши воспитанники получают огромное удовольствие, играя в русские народные игры: они активны, музыкальны, веселы, дружелюбны, в игре готовы прийти друг другу на помощь: «Щи-талочка», « В огороде чучело», «Яблочко», «Ой, ребята, та-ра-ра!» и т.д. Игры-ловишки : «Совушка-сова», «Воробей»…; Игры-повторялки: «Домовой»…; Игры с выбором : «Снежок-колобок»…; Игры замиралки :«Солнышко и тучки, «Ледяные фигуры», «Море волнуется»..

Игры с пением

Цель: развитие координации движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов; снятие статического напряжения.

Наши воспитанники получают огромное удовольствие, играя в русские народные игры: они активны, музыкальны, веселы, дружелюбны, в игре готовы прийти друг другу на помощь: «Щи-талочка», « В огороде чучело», «Яблочко», «Ой, ребята, та-ра-ра!» и т.д.

Игры-ловишки : «Совушка-сова», «Воробей»…;

Игры-повторялки: «Домовой»…;

Игры с выбором : «Снежок-колобок»…;

Игры замиралки :«Солнышко и тучки,

«Ледяные фигуры», «Море волнуется»..

III этап  Основные целевые ориентиры Научиться петь, т.е. пользоваться своим инструментом - голосом. Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух. Основные направления работы: Знакомство с песней  Разучивание песни  Закрепление песни

III этап Основные целевые ориентиры

  • Научиться петь, т.е. пользоваться своим инструментом - голосом.
  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.

Основные направления работы:

Знакомство с песней

Разучивание песни

Закрепление песни

Знакомство с песней Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем Использование игровых методов педагога – практика Ольги Валерьевны Кацер, использование образных движений театрализациии . Музыкальные инструменты

Знакомство с песней

Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем

Использование игровых методов педагога – практика Ольги Валерьевны Кацер, использование образных движений театрализациии .

Музыкальные

инструменты

Разучивание песни Проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом. Разучивание в удобной тисситуре, по мелодическим фразам,  в начале без сопровождения. Фразу начинает петь музыкальный руководитель, а затем повторяют дети («пение эхом», игровой прием уже известный детям, с первого - речевого и второго – певческого этапа). Подбор приёмов для более эффективного запоминания Использование мнемотаблиц или иллюстраций, выставляемых на фланелеграфе. Пение в диалоге с педагогом (игра «Я и вы»). Игра «Замри» с остановкой на сложном слове или звуке.

Разучивание песни

Проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом.

Разучивание в удобной тисситуре, по мелодическим фразам,

в начале без сопровождения.

Фразу начинает петь музыкальный руководитель, а затем повторяют дети («пение эхом», игровой прием уже известный детям, с первого - речевого и второго – певческого этапа).

Подбор приёмов для более эффективного запоминания

Использование мнемотаблиц или иллюстраций, выставляемых на фланелеграфе.

Пение в диалоге с педагогом (игра «Я и вы»).

Игра «Замри» с остановкой на сложном слове или звуке.

Закрепление песни Игра «Поигрем с песенкой». Пение по цепочке, дети поют по музыкальным фразам, передавая друг другу игрушку, о которой поётся в песне, или для которой она исполняется. Игра «Волшебная палочка». Кого коснется «волшебная палочка», тот поёт один, на взмах педагога поют все.  Игра «Дирижёр». В роли выступает взрослый или ребёнок. Игра «Чей ряд лучше?» Исполнение песни по рядам, а припев – все вместе.  Игра «Я артист» - исполнение песни от лица разных персонажей, для лучшего понимания художественного образа; - инсценирование песни группой детей.

Закрепление песни

Игра «Поигрем с песенкой».

Пение по цепочке, дети поют по музыкальным фразам, передавая друг другу игрушку, о которой поётся в песне, или для которой она исполняется.

Игра «Волшебная палочка». Кого коснется «волшебная палочка», тот поёт один, на взмах педагога поют все.

Игра «Дирижёр». В роли выступает

взрослый

или ребёнок.

Игра «Чей ряд лучше?» Исполнение песни по рядам, а припев – все вместе.

Игра «Я артист» - исполнение песни от лица разных персонажей, для лучшего понимания художественного образа;

- инсценирование песни группой детей.

Важно понимать, что  Обучение пению - процесс достаточно сложный и длительный, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умение строить учебно – воспитательный процесс так, что бы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Можно привести слова Протагора: «Нет искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».

Важно понимать, что

Обучение пению - процесс достаточно сложный и длительный, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умение строить учебно – воспитательный процесс так, что бы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Можно привести слова Протагора: «Нет искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».

Диагностика певческих навыков 1. Певческая установка Начало года 2. Конец года Звуковедение 3. Дикция 4. 5. Дыхание Точность в интонировании 6. Умение петь в ансамбле 7. Выразительность исполнения 8. Общий уровень освоения  Оценивание проходит по той же бальной системе, которая и определяет в конечном итоге уровень развития вокально-хоровых навыков.

Диагностика певческих навыков

1.

Певческая установка

Начало года

2.

Конец года

Звуковедение

3.

Дикция

4.

5.

Дыхание

Точность в интонировании

6.

Умение петь в ансамбле

7.

Выразительность исполнения

8.

Общий уровень освоения

Оценивание проходит по той же бальной системе, которая и определяет в конечном итоге уровень развития вокально-хоровых навыков.

Предполагаемые результаты освоения педагогической технологии субъектами образования

Ребенок

• Дети поют естественным голосом, владеют приемами звуковедения, правильно используют своё дыхание; • При исполнении мелодии точно её интонируют и исполняют ритмически верно; • Дикция детей чёткая и правильная; • Песни, выученные в течение года, могут исполнить выразительно, эмоционально передав её содержание; • Бережно относятся к своему голосу, правильно его используют;

• Исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье.

Родители

Музыкальный руководитель • Освоение технологии развития певческих умений дошкольников. • Развитие профессионально- педагогического творчества: применение в практике новых приёмов и способов развития певческих умений детей. • Совместная работа с педагогами ДОУ по развитию речи дошкольников.

• Повышение

интереса к

музыкальной

деятельности

детей.

• Радость за

певческие

достижения детей .

Педагоги ДОУ

• Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы. • Использование развивающих игр с голосом, ритмо-интонационных игр на занятиях в группе.

Всем спасибо за внимание!  Презентация закончена, но работа музыкального руководителя не заканчивается на этом… ( у меня есть предложение, а Вы решайте, воспользоваться им, или нет).

  • Всем спасибо за внимание!

  • Презентация закончена, но работа музыкального руководителя не заканчивается на этом…

( у меня есть предложение, а Вы решайте, воспользоваться им, или нет).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Адалатова Ольга Владимировна

Дата: 05.01.2020

Номер свидетельства: 534483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства