kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Папка-передвижка "Адаптация ребёнка к детскому саду.Рекомендации родителям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной папке-передвижке раскрывается вопрос, волнующий многих родителей, впервые отправляющих своего ребёнка в детский сад. В ней даны рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду, описан вариант посещения детского сада на период привыкания, расписаны типичные ошибки родителей и способы их предотвращения,несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к детскому саду, даны советы, как подготовить ребёнка к детскому саду, раскрыты основные принципы удачного начала посещения детского сада и т. д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Папка-передвижка "Адаптация ребёнка к детскому саду.Рекомендации родителям" »

Адаптация ребёнка к детскому саду Рекомендации родителям

Адаптация ребёнка к детскому саду

Рекомендации родителям

Адаптация –  приспособление организма к новым условиям.   Детский сад – новый период в жизни ребенка.

Адаптация –  приспособление организма к новым условиям. Детский сад – новый период в жизни ребенка.

  • На третьем году жизни ребенок еще очень  тесно связан со взрослым  – дома в  привычной спокойной обстановке рядом мама, и в любой момент  она может прийти на помощь. В  детском саду ребенок остается  без поддержки близкого родного человека –  он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Кроме того ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы – в детском саду приучают к определенной дисциплине (ведь здесь у  воспитателя под присмотром  15-20 малышей в  группе), а дома она не была так важна.    К тому же  если личный привычный режим ребенка нарушается , это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.  Наконец, в дошкольном учреждении малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и поэтому нервничать, плакать, капризничать.
  • У ребенка наступает сильный стресс (психологи сравнивают его со стрессом, переживаемым взрослыми людьми во время развода). Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко приходят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.  Справляться со стрессом помогают  защитные свойства организма – у ребенка это любопытство и подражательность .
  • В основном период адаптации у детей длится от недели  до  месяца. Если ребенок не смотря ни на что не привыкает в течение месяца (постоянно плачет, не желает ни в чем принимать участие, появляются соматические проявления - расстройство сна, частые заболевания, т.п.), то лучше не травмировать малыша и  стоит задуматься о том, чтобы не водить его пока в детский сад, потому что после каждого заболевания ему нужно адаптироваться к детскому саду снова и снова.
  • Весь период привыкания разделяется на 3 этапа:   Период дезадаптации . Проявляется более-менее выраженное рассогласование привычного поведения: может нарушаться аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон  (ребенок отказывается ложиться, долго не засыпает, сон кратковременный, прерывистый); ребёнок часто плачет; может наблюдаться повышение температура тела, нарушаться функция кишечника, появляться сыпь, учащается мочеиспускание, нарушатся ранее приобретенные привычки (например, проситься в туалет).

Собственно адаптация . Ребенок начинает привыкать к новой среде и поведение постепенно приходит в норму: сначала нормализуется аппетит (в течение 15 дней), дольше держатся нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего налаживается игра и речевая активность (в течении 60 дней).

Период компенсации – адаптированности . Когда все показатели нормализуются и достигнут определённого уровня.

  • Степени тяжести адаптации:

Легкая  – 10-20 дней,  без заболевания или оно однократно. Средняя  – 20-40 дней с повторными заболеваниями.

Тяжелая  -  до 60 дней, заболевания с осложнениями.

Очень тяжелая  – более 60 дней, невротические реакции.

  • На  период привыкания приходится основная заболеваемость детей – существует определенная взаимосвязь между протеканием адаптации и состоянием здоровья. Возрастная незрелость механизмов адаптации приводит к психическому напряжению, и оно вызывает изменения в эмоциональном состоянии и нарушения поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются от игр с другими детьми). Снижение защитных сил способствует заболеванию ребенка в этот период.

Социальные – недостаточные воспитательные воздействия в семье, например, укорочение сна, отсутствие режима, соответствующего возрасту, неправильная организация бодрствования, нет  начал самостоятельности – ребенка полностью обслуживают взрослые, т.д.

  • Более легко дети адаптируются, когда семья старается поддержать приемы воспитания, используемые в детском саду.
  • Уважаемые родители!  Для того  чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям. В детском саду ребенку нужно привыкнуть: к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться, обществу своих сверстников, новой пище и условиям еды, новой обстановке для сна.
  • Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно. Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада. Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду

  • Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
  • Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка: «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
  • Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк и т.д.. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
  • Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
  • Если вы определились с дошкольным учреждением, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
  • Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит воспитатель детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
  • Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
  • Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
  • Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания :

Сначала приводить ребенка на  1ю половину дня до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:

- сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до  возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации покажутся малышу вечностью).  Затем  время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00,  и мы предложим ребенку попробовать обед в группе. После этого попробуем оставлять ребенка в группе спать и примерно 1- 2 недели Вы будете  забирать его после дневного сна (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам). Если будете оставлять ребенка на дневной сон, принесите для облегчения засыпания его любимую игрушку из дома (или приносите ее ежедневно) и пижамку. Далее можно переходить на полный режим, то есть то время пребывания ребенка в детском саду, которое удобно Вам. Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят  адаптацию по-разному.

Обязательно:  - Повесьте в шкафчик ребенка  пакет с запасной одеждой (белье, колготки-гольфы, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды.  - Заполните анкету- «знакомство», которая поможет воспитателям лучше узнать вашего ребенка.  - Если что-либо будет волновать Вас  в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.   По возможности :  - Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.  - Если ребенок  не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним  утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у  него скорее всего начнется истерика).

Обязательно: - Повесьте в шкафчик ребенка  пакет с запасной одеждой (белье, колготки-гольфы, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды. - Заполните анкету- «знакомство», которая поможет воспитателям лучше узнать вашего ребенка. - Если что-либо будет волновать Вас  в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.  По возможности :

- Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними. - Если ребенок  не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним  утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у  него скорее всего начнется истерика).

Типичные ошибки родителей и способы их предотвращения Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.   * В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.  * Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям.  * В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.

Типичные ошибки родителей и способы их предотвращения

  • Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.  * В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. * Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям.

* В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.

* Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего родителям нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии! Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. * Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всегда рядом.

* Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогая ему преодолеть трудности.

Несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к детскому саду

Несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к детскому саду

  • Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации - плавно перейти от семейной домашней атмосферы  к условиям дошкольного учреждения. - Приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 – 3 недель (это индивидуально для каждого ребенка) учитывая желание малыша, можно оставить его в детском саду на целый день. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах – родители такими короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению.

* Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. * Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром. * В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ. повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

* Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Жизнь Вашего ребенка в детском саду облегчится, если : * он всегда аккуратно и чисто одет, причесан, имеет смену одежды (белья), носовой платок, расческу и т.п.;

*дома соблюдается правильный режим питания и сна;

* ребенку много читают, разговаривают с ним, в результате чего его речь хорошо развита; * дома ребенка приучают к аккуратности, учат, как вести себя, есть, одеваться, пользоваться туалетом и т.п.;

* родители ежедневно беседуют с воспитателями и самим ребенком о его жизни в детском саду.

Степень готовности ребенка к детскому саду НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ   Ребенок умеет самостоятельно кушать.  Ребенок умеет ходить на горшок.  Ребенок почти полностью самостоятельно одевается.  СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ  Ребенок может остаться без мамы на определенное время. Проявляет активный интерес к другим детям. Умеет играть в совместные игры с другими детками.

Степень готовности ребенка к детскому саду

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Ребенок умеет самостоятельно кушать.

Ребенок умеет ходить на горшок.

Ребенок почти полностью самостоятельно одевается.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Ребенок может остаться без мамы на определенное время.

Проявляет активный интерес к другим детям.

Умеет играть в совместные игры с другими детками.

Как подготовить ребенка к детскому саду ВАЖНО  заранее подготовить ребенка к тому, что он будет посещать детский сад:

Как подготовить ребенка к детскому саду

ВАЖНО

заранее подготовить ребенка к тому, что он будет посещать детский сад:

  • следует найти правильную мотивацию для посещения детсада
  • следует заранее познакомить ребенка с воспитателями его группы
  • возможно приходить гулять на площадку детсада, что бы ребенок привыкал к другим деткам
  • необходимо перестроить режим ребенка, чтобы он максимально совпадал с детсадом
  • следует обучить ребенка всем навыкам самообслуживания
  • следует режим питания и меню также максимально приблизить к тому, что будет в детсаду
Основные принципы удачного начала посещения детсада

Основные принципы удачного начала посещения детсада

  • Начало посещения детсада не должно совпадать с другими значимыми событиями для вашей семьи (рождение второго ребенка, переезд и т.д.)
  • Маме не стоит сразу же выходить на работу - дайте ребенку возможность привыкнуть к изменениям
  • В первую неделю оставляйте малыша в саду не больше, чем на 2 часа, потом постепенно увеличивайте это время
  • Особо эмоциональным деткам следует давать 1-2 лишних выходных на неделе – хотя бы в первое время.
Самое главное – постоянно показывать ребенку свою любовь  У малыша не должно возникать ощущения, что он вынужден ходить в детский садик, потому что его разлюбили и он больше не нужен родителям.   Показывайте малышу свою любовь всеми возможными способами.   Тогда вы не только облегчите процесс адаптации к детскому саду, но и вырастите счастливого и уверенного в себе человека.

Самое главное – постоянно показывать ребенку свою любовь

У малыша не должно возникать ощущения, что он вынужден ходить в детский садик, потому что его разлюбили и он больше не нужен родителям.

Показывайте малышу свою любовь всеми возможными способами.

Тогда вы не только облегчите процесс адаптации к детскому саду, но и вырастите счастливого и уверенного в себе человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Папка-передвижка "Адаптация ребёнка к детскому саду.Рекомендации родителям"

Автор: Плохова Ирина Юрьевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства