«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
«Сенсорное развитие детей
с 3 лет до 7 посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (методика Никитиных) Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»»
Выступление на педагогическом совете:
«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Подготовили:
Морозова Ю.А
Комлик Н.О.
Дата: 25.11.2022г.
«Сенсорное развитие детей
с 3 лет до 7 посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (методика Никитиных)
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Важность сенсорного развития.
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Понятие«сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать) ,
поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсорное развитие ребенка –
это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка
к школьному обучению
в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в 1 классе),
связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,
с помощью которых человек познает мир:
зрение,
слух,
осязание,
обоняние,
вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.
Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные методики, игры и упражнения.
Борис Павлович Никитин
21 января 1916 – 30 января 1999 гг.
автор известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины
Основные идеи методики
Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.
От чего следует отказаться?
Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что наденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.
Принципы обучения по Никитину
◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
◈ Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Физическое развитие в семье Никитиных
Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали их закаленными, выносливыми, редко болеющими.
Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:
Знакомить их со спортом;
Кормить здоровой пищей, не перекармливать;
Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений;
Закаливать.
Закаливание – залог здоровья
Обливаться холодной водой;
Ходить босиком по снегу;
Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.
Главная цель воспитания Никитины видели в развитии способностей детей. Они считали, что если до 3 лет ничему не научить ребенка, то его последующая жизнь будет пустой и бездарной. Задачи данной методики: -Развитие умственных способностей -Прекрасная физическая форма детей
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Б.П. Никитин
Развивающие игры
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.
Игра «Сложи узор»
«Сложи узор»
Набор для конструирования состоит из 16 деревянных кубиков (длина ребер - 3 см) с 8 видами раскраски граней, а также двух тетрадей с заданиями.
Способствует развитию пространственного мышления и логики.
Перед вами рисунок-задание,
сложите из кубиков такой же узор.
Игра«Уникуб»
«Уникуб»
Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с красными, синими и желтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает: логику;целостное восприятие объекта;способность представлять трехмерные объекты.
Игра «Сложи квадрат»
«Основной набор»
В комплект входят 144 цветных деревянных блока, 1 зеркало, 2 квадратные карточки с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и 30 проектов-заданий. Развивает:восприятие формы;начальное умение читать чертеж предмета.
Перед вами рисунок-задание и готовая модель.
«Числовые башни»
В комплекте - деревянные бруски с цифрами красного и синего цвета от 2 до 10. На обратной стороне этих брусков обозначен состав чисел от 2 до 10. Помогает:в усвоении состава чисел(в пределах 10);в закреплении представлений о четных и нечетных числах;в формировании понятия "пяток";в дифференциации понятий "столько же", "больше", "меньше"
«Кирпичики»
В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков и блокнот с 48 заданиями. Можно моделировать различные виды объектов и строить архитектурные сооружения из восьми элементов.
Способствует развитию и тренировке навыков составления и чтения чертежа предмета.
«Представление о дроби»
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.
К мольберту (на магнитной основе) прилагаются 50 магнитных деталей пестрой окраски и разнообразной формы.
Помогает: снять нервное напряжение, агрессивность, детские страхи, другие личностные проблемы детей.Развиваются:
воссоздающее воображение;
устная речь;
коммуникативные навыки.
«Мольберт Пабло»
Преимущества и недостатки системы
Преимущества:
Дети:
Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
Любознательные, стремятся к чему-то новому.
Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
Интеллектуально развиты.
Недостатки:
Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.
Древняя пословица
Я слышу - и я забываю Я вижу - я запоминаю, Я делаю и я понимаю.