Просмотр содержимого документа
«Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в группе в соответствии с ФГОС»
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального
образования «Медведевский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Пембинская начальная школа – детский сад»
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в группе в соответствии с ФГОС
Выполнила воспитатель
Черкасова А.В .
п.Пемба, 2017 г.
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Предметно – развивающая среда – это окружающая обстановка, условия существования человека, его жизненное пространство. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Предметно-развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Предметно-развивающая среда должна быть :
- содержательно – насыщенной, развивающей
(насыщенность должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, наличие разнообразных зон);
- трансформируемой
(возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей);
- полифункциональной
(возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детская мебель, маты, ширма, мягкие модули);
- вариативной
(разнообразие материалов, зон игровых, наличие игрушек, игр);
- доступной
(возможность воспользоваться всем детям, исправные материалы);
- безопасной
(соответствие требованиям);
- здоровьесберегающей
(без вреда для детского здоровья);
- эстетически – привлекательной
(чтобы у детей было желание играть этими игрушками, играми).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый должен постоянно обновлять игровую среду. Чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания.
В группе уже можно выделять отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания, сюжетные картинки по – изучаемым темам, игры на развитие правильного дыхания, дидактические игры типа «Лото», «Парные картинки», «Разрезные картинки». Игры на формирование грамматического строя речи (на различение форм ед. и мн. числа). Необходимо помнить о том, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому в группе должно быть много игрушек, направленных на мелкую моторику. Развитию речи помогает театральная деятельность. Для этого в группе должны быть разные виды театра.
Развивающая среда средней группы должна сохранять некоторые черты младшей группы и в то же время иметь свою изюминку. Фотографии и символы для заданий; различные мозаики, шнуровки, т.е. игры на развитие мелкой моторики. Для развития дыхания: свистки, дудки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки и сухие лепестки. Картотеки: чистоговорок, потешек, скороговорок. Настольно - печатные дидактические игры по развитию речи. Схемы для составления описательных рассказов. Детские книги, журналы, энциклопедии, а также картины и репродукции художников (периодически меняются). Наличие в группе разнообразных зон помогает речевому развитию детей. Большое значение в развитии речи играет театрализованная деятельность. Наличие в группе разных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, фланелеграф.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Помимо сюжетных и предметных картинок, картотеки игр по развитию речи, появляются схемы для звукового анализа слов, индивидуальные тетради для работы, фишки для обозначения гласных звуков, пособия необходимые для занятий по обучению грамоте, в групповой библиотеке можно сделать стеллаж для книг, на котором появляются разные словарики, справочная литература. Можно пополнять библиотеку книгами о достижениях в различных областях, знакомящие с традициями и культурой страны, книжки-самоделки.
Для детей 6-7 лет – это и разнообразное периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин, журналов с юмористическими рисунками и т.п.), экскурсии, просмотр театральных постановок, кинофильмов. Таким образом осуществляется целенаправленное приобщение дошкольников к важнейшим сферам человеческой деятельности и культуры. Пусть не все будет понятно ребенку, но отношение к труду, знаниям, морали, искусству будет заложено. Подготовительная к школе группа – последний год пребывания детей в детском саду. В этот период формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышению познавательных интересов. В групповой библиотеке должно быть достаточное количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, энциклопедии, географические карты и атласы, глобус, папки с разнообразными иллюстрациями к детским произведениям. Материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками. Картотека разнообразных занимательных заданий: карточки с изображениями наложенных букв и цифр, изображения точками. Алгоритмы и схемы артикуляционных гимнастик (можно фото), зеркало. Нужно отвести определённое место для изученных букв, касса букв, кубики с буквами, пособия с окошечками, наглядные таблицы.
В заключении хочется сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.