Организация деятельности детского сада компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Организация деятельности детского сада компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Организация деятельности нашего детского сада определяется особенностями развития данной категории детей, а также основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. И соответственно организационная структура в нашем учреждении является более сложной, по сравнению с детским садом общего типа. Конечно, приоритетным направлением в работе нашего педагогического коллектива является оказание коррекционной квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта. Но одновременно с этим, мы решаем и традиционные задачи, направленные на развитие, воспитание и обучение. Слияние этих двух направлений приводят к тому, что три составные части образования: развитие, воспитание, обучение приобретают коррекционную направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности детского сада компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта»
Организация деятельности детского сада для детей с нарушением интеллекта
Учитель-дефектолог
Рогулина О.Н.
Схема, характеризующая соотношение составных частей дошкольного образования в специализированном ДОУ.
Коррекционно-воспитательный процесс
Создание специальных образовательных условий
Многоуровневую структуру коррекционной работы
Комплексный подход
Специальные образовательные условия
наличие современных специальных образовательных программ, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
адекватную среду жизнедеятельности;
проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Многоуровневая структура коррекционной работы
коррекционная индивидуальная непосредственно образовательная деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога (на каждого ребёнка 2-3 занятия в неделю);
подгрупповая непосредственно образовательная деятельность учителя-дефектолога, воспитателя (в соответствии с учебным планом);
фронтальная непосредственно-образовательная деятельность музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО (в соответствии с учебным планом);
интегрированная непосредственно образовательная деятельность;
коррекционная направленность всех видов детской деятельности.
Комплексный подход
Медико-психолого-педагогическое
сопровождение
Обследование детей
Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа развития
Таблицы сопутствующих заболеваний
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)
Обследование детей
Цель обследований заключается в определении прогноза дальнейшего развития ребёнка, для выяснения путей коррекционно-развивающей работы с учетом резервных возможностей воспитанника с недостатком интеллекта.
Изучение анамнестических данных воспитанников
Обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности
Обследованиеуровня сформированности
основанных линий развития и
детской деятельности
Обследование проводится три раза в год:первичное обследование, контрольный срез и вторичная диагностика.
В соответствии с методикой педагогического обследования ребёнка дошкольного возраста с умственной недостаточностью Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Изучениеанамнестических данных
Цель - всестороннее и целостное изучении детей.
В беседе с родителями устанавливается:
история развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать голову, садиться, вставать на ножки и ходить, гуление, лепет, первые слова и т.д.).
характер и последствия перенесенных ребенком заболеваний, травм.
когда и какие навыки самообслуживания сформировались, в чем были трудности (неловкость моторики, непонимание инструкции и т.д.);
проявлял ли ребенок интерес к игрушкам (манипуляция);
каковы навыки общения с детьми и т.д.
Изучение документациивыявляет те или иные особенности в развитии ребенка, наличие сопутствущих заболеваний.Вся выявленная информация о сопутствующих заболеваниях заносится втаблицы сопутствующих заболеванийи выдаётся на группы и специалистам детского сада.
Индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая программа
развития
Содержание программы определяется
индивидуальными возможностями,
потребностями, особенностями развития
ребенка и направлено на коррекцию
имеющихся нарушений в развитии, воспитании
или обучении, выявленных в ходе углубленного
диагностического обследования, подбор
эффективных технологий развития и коррекции.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)
ИПР включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации и коррекции, которые осуществляют специалисты детского сада
- коррекция несформированных высших психических функций;
- коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;
- коррекция речевых недостатков;
- коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе;
- формирование социально-бытовых навыков.
- стимуляция речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- сенсорная стимуляция;
- музыкальная терапия;
- социально-бытовая адаптация;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Блок воспитательных задач
Блок задач по организации коррекционно-развивающей работы
развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Организация работы специалистов в этом блоке предполагает обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.