Просмотр содержимого документа
««Организация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи».»
Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 методический кабинет УО
«Организация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи».
Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.
Современная семья
Поддержа-ние необходимо-го уровня жизни
Развитие и воспитание ребенка
Родители:
!!!!!! Не имеют представления о речевом развитии детей;
!!!!! Не слышат нарушений звукопроизношения.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями;
Разработать методические рекомендации для логопедов и родителей;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Родители сталкиваются со следующими ошибками:
адаптация к неправильной речи ребёнка;
многократные повторения одних и тех же упражнений;
незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Родители:
I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.
II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.
III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.
IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.
V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время.
Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей.
Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
Ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза
Ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза
Индивидуальная форма работы с семьей. Помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Индивидуальная форма работы с семьей.
Помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка.
Создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка.
Коррекционно-педагогичекий процесс:
Просветительский
Консультативный
Коррекционная работа
Формы работы:
Словесная
Наглядная
Практическая
Индивидуальная
Словесные формы работы:
Консультации
Представление о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома
Конференции, диалоги за «круглым столом»
Беседы
Оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи ребёнка
с приглашением специалистов (психолога, медработника и др).
Анкетирование с целью выявления отношения родителей к речевым проблемам их ребенка
Родительские собрания обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка .
Наглядные формы работы:
Буклеты
Речевой уголок
Листовки
Информационные стенды
Практические формы работы:
Открытые занятия
Занятия-практикумы
Тетрадь взаимодействия с родителями
Индивидуальные формы работы:
Анкетирование
Индивидуальные практикумы
Беседы
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
Наименование
С какой целью используется эта форма
Информационно-аналитические
Досуговые
Формы проведения общения
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение опросов, анкетирование
Познавательные
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Наглядно-информационные:
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций , педагогическая библиотека для родителей
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, листовки, буклеты.
информационно-ознакомительные;
информационно-
просветительские
Эффективность:
Дети лучше усваивают пройденный материал
Дети с интересом занимаются с логопедом и с родителями
Повысился уровень речевого и эмоционального развития детей