kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-исследовательская деятельность дошкольников»

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Экспериментирование выступает как:

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Экспериментирование выступает как:

  • метод обучения
  • форма организации педагогического процесса
  • вид познавательной деятельности
Детское экспериментирование

Детское экспериментирование

  • положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка
  • даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
  • активизируются его мыслительные процессы
  • идёт обогащение памяти ребёнка
  • стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

Детское экспериментирование

тесно связано с другими видами деятельности:

  • Наблюдения
  • Развитие речи
  • Изобразительная деятельность
  • Трудовая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Физическая культура
  • Музыка
  • Формирование элементарных математических представлений
  Что дает экспериментальная деятельность?

  Что дает экспериментальная деятельность?

  • Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
  • У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
  • Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
Основные положения

Основные положения

  • Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности;
  • В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей;
  • Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
  • Наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции;
  • Является всеобщим способом функционирования психики.
Достоинства детского экспериментирования:

Достоинства детского экспериментирования:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы,
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения
  • важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата
  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье
Структура экспериментирования

Структура экспериментирования

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.
Направления экспериментирования:

Направления экспериментирования:

  • Живая природа : характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • Неживая природа : воздух, почва, вода, магниты, свет, звук.
  • Человек : функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Примерная структура занятия – экспериментирования

Примерная структура занятия – экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления ( могут быть организованы до занятия)
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Уголок экспериментальной деятельности  Оборудованные в группах уголки экспериментальной деятельности решают следующие задачи:

Уголок экспериментальной деятельности

Оборудованные в группах уголки экспериментальной деятельности решают следующие задачи:

  • развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • наблюдательности;
  • любознательности;
  • активности;
  • мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.
Экспериментируем с водой   Опыт: «Научи яйцо пла вать»  Для проведения опыта нам понадобиться: сырое яйцо, несколько столовых ложек соли, стакан с водой. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и добавим в воду несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Вывод : Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Экспериментируем с водой

Опыт: «Научи яйцо пла вать»

Для проведения опыта нам понадобиться: сырое яйцо, несколько столовых ложек соли, стакан с водой.

  • Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.
  • Вынем яйцо из стакана и добавим в воду несколько ложек соли.
  • Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод :

Соль повышает плотность воды.

Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Опыт: «Цветные льдинки »  Для проведения опыта нам понадобиться: вода, краски, формочки для песка. Разводим в воде краски разных цветов. Разливаем окрашенную воду в формочки для песка. Выносим формочки с водой на улицу и оставляем на несколько часов. Наблюдаем как окрашенная вода превратилась в лед. Приносим льдинки в теплое помещение. Наблюдаем как они превратились опять в воду. Вывод : Воду можно окрасить. Вода на морозе превращается в лед. Лед в тепле превращается в воду.

Опыт: «Цветные льдинки »

Для проведения опыта нам понадобиться: вода, краски, формочки для песка.

  • Разводим в воде краски разных цветов.
  • Разливаем окрашенную воду в формочки для песка.
  • Выносим формочки с водой на улицу и оставляем на несколько часов.
  • Наблюдаем как окрашенная вода превратилась в лед.
  • Приносим льдинки в теплое помещение.
  • Наблюдаем как они превратились опять в воду.

Вывод :

Воду можно окрасить.

Вода на морозе превращается в лед.

Лед в тепле превращается в воду.

Экспериментируем с воздухом     Опыт: «Почему плавает подводная лодка?»   Для проведения опыта нам понадобиться: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка. Наливаем в глубокую миску воды. Полностью топим в воде стакан вверх дном. Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку. Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду и стакан поднимется вверх по принципу подводной лодки. Вывод : воздух вытесняет воду из стакана .

Экспериментируем с воздухом

Опыт: «Почему плавает подводная лодка?»

Для проведения опыта нам понадобиться: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

  • Наливаем в глубокую миску воды.
  • Полностью топим в воде стакан вверх дном.
  • Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку.
  • Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду и стакан поднимется вверх по принципу подводной лодки.

Вывод : воздух вытесняет воду из стакана .

Экспериментируем с живой природой   Опыт: «Огород на окне»  Сажает в землю несколько луковиц и ставим на свет. В течении недели регулярно поливаем луковицы. Наблюдаем как луковица прорастает. Вывод : Для роста растением необходимы свет, вода, тепло, почва.

Экспериментируем с живой природой

Опыт: «Огород на окне»

  • Сажает в землю несколько луковиц и ставим на свет.
  • В течении недели регулярно поливаем луковицы.
  • Наблюдаем как луковица прорастает.

Вывод :

Для роста растением необходимы свет, вода, тепло, почва.

Экспериментируем с материалами и их свойствами Опыт: «Все увидим, все узнаем»  Для проведения опыта нам понадобиться: лупа, пуговицы, бусины, семена растений и другие мелкие предметы. Рассматриваем предметы без лупы. Рассматриваем эти же предметы через лупы. Обсуждаем как лучше видно: глазами или с помощью лупы. Вывод : Через лупу можно лучше разглядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

Экспериментируем с материалами и их свойствами

Опыт: «Все увидим, все узнаем»

Для проведения опыта нам понадобиться: лупа, пуговицы, бусины, семена растений и другие мелкие предметы.

  • Рассматриваем предметы без лупы.
  • Рассматриваем эти же предметы через лупы.
  • Обсуждаем как лучше видно: глазами или с помощью лупы.

Вывод :

Через лупу можно лучше разглядеть мелкие детали предметов.

Стекло лупы увеличивает предметы.

Опыт: «Все ли притягивает магнит».  Для проведения опыта нам понадобиться: магнит, предметы из дерева, пластика, железа, ткани. Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан. Дети подносят предметы к магниту и смотрят притягивает ли он его или нет. Вывод : Железные предметы магнит притягивает, а не железные нет.

Опыт: «Все ли притягивает магнит».

Для проведения опыта нам понадобиться: магнит, предметы из дерева, пластика, железа, ткани.

  • Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан.
  • Дети подносят предметы к магниту и смотрят притягивает ли он его или нет.

Вывод :

Железные предметы магнит притягивает, а не железные нет.

Опыты со светом Опыт: «Волшебный фонарь».  Для проведения опыта нам понадобиться: фонарик, листы из бумаги, фанеры, картона, ткани, поролона и пр. Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан. Дети подносят предметы вплотную к фонарю и смотрят пропускает он свет или нет. Вывод : Свет может проходить сквозь предметы.

Опыты со светом

Опыт: «Волшебный фонарь».

Для проведения опыта нам понадобиться: фонарик, листы из бумаги, фанеры, картона, ткани, поролона и пр.

  • Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан.
  • Дети подносят предметы вплотную к фонарю и смотрят пропускает он свет или нет.

Вывод :

Свет может проходить сквозь предметы.

Экспериментирование

в домашних условиях

Опыт «Волшебные кристаллы»

Для опыта понадобиться: вода, медная проволока и соль.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище. Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы

Опыт «Невидимые чернила»

Для опыта понадобиться: ватные палочки, лимон, лист бумаги, вода и обычная лампа. Приготовить невидимые чернила очень просто: достаточно взять чашку воды, ватную палочку, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст. Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Ватная палочка обмакивается в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст. Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

 

Опыт «Сильные пузырьки»

Для опыта понадобиться: изюм или кукуруза, газированная вода.

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это - достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Опыт «Рисунки на молоке»

  Для опыта понадобиться: ватная палочка, моющее средство, цельное молоко, пищевой краситель и миска.

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.

  

  Опыт «Семицветная радуга»

Для опыта понадобиться: зеркало, емкость с водой, фонарик и лист белой бумаги.

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Опытно-исследовательская деятельность дошкольников

Автор: Тезикова Наталия Игоревна

Дата: 26.07.2022

Номер свидетельства: 611337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства