Просмотр содержимого документа
«Опытно-исследовательская деятельность дошкольников»
Опытно-исследовательская деятельность дошкольников
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Экспериментирование выступает как:
метод обучения
форма организации педагогического процесса
вид познавательной деятельности
Детское экспериментирование
положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка
даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
активизируются его мыслительные процессы
идёт обогащение памяти ребёнка
стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование
тесно связано с другими видами деятельности:
Наблюдения
Развитие речи
Изобразительная деятельность
Трудовая деятельность
Чтение художественной литературы
Физическая культура
Музыка
Формирование элементарных математических представлений
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
Основные положения
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности;
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей;
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
Наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции;
Является всеобщим способом функционирования психики.
Достоинства детского экспериментирования:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы,
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения
важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Примерная структура занятия – экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления ( могут быть организованы до занятия)
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Уголок экспериментальной деятельности
Оборудованные в группах уголки экспериментальной деятельности решают следующие задачи:
развитие первичных естественнонаучных представлений;
наблюдательности;
любознательности;
активности;
мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
формирование умений комплексно обследовать предмет.
Экспериментируем с водой
Опыт: «Научи яйцо плавать»
Для проведения опыта нам понадобиться: сырое яйцо, несколько столовых ложек соли, стакан с водой.
Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.
Вынем яйцо из стакана и добавим в воду несколько ложек соли.
Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.
Вывод :
Соль повышает плотность воды.
Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт: «Цветные льдинки»
Для проведения опыта нам понадобиться: вода, краски, формочки для песка.
Разводим в воде краски разных цветов.
Разливаем окрашенную воду в формочки для песка.
Выносим формочки с водой на улицу и оставляем на несколько часов.
Наблюдаем как окрашенная вода превратилась в лед.
Приносим льдинки в теплое помещение.
Наблюдаем как они превратились опять в воду.
Вывод :
Воду можно окрасить.
Вода на морозе превращается в лед.
Лед в тепле превращается в воду.
Экспериментируем с воздухом
Опыт: «Почему плавает подводная лодка?»
Для проведения опыта нам понадобиться: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.
Наливаем в глубокую миску воды.
Полностью топим в воде стакан вверх дном.
Слегка приподняв край стакана просуньте в него соломинку.
Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду и стакан поднимется вверх по принципу подводной лодки.
Вывод : воздух вытесняет воду из стакана .
Экспериментируем с живой природой
Опыт: «Огород на окне»
Сажает в землю несколько луковиц и ставим на свет.
В течении недели регулярно поливаем луковицы.
Наблюдаем как луковица прорастает.
Вывод :
Для роста растением необходимы свет, вода, тепло, почва.
Экспериментируем с материалами и их свойствами
Опыт: «Все увидим, все узнаем»
Для проведения опыта нам понадобиться: лупа, пуговицы, бусины, семена растений и другие мелкие предметы.
Рассматриваем предметы без лупы.
Рассматриваем эти же предметы через лупы.
Обсуждаем как лучше видно: глазами или с помощью лупы.
Вывод :
Через лупу можно лучше разглядеть мелкие детали предметов.
Стекло лупы увеличивает предметы.
Опыт: «Все ли притягивает магнит».
Для проведения опыта нам понадобиться: магнит, предметы из дерева, пластика, железа, ткани.
Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан.
Дети подносят предметы к магниту и смотрят притягивает ли он его или нет.
Вывод :
Железные предметы магнит притягивает, а не железные нет.
Опыты со светом
Опыт: «Волшебный фонарь».
Для проведения опыта нам понадобиться: фонарик, листы из бумаги, фанеры, картона, ткани, поролона и пр.
Дети берут по одному предмету, называют материал, из которого он сделан.
Дети подносят предметы вплотную к фонарю и смотрят пропускает он свет или нет.
Вывод :
Свет может проходить сквозь предметы.
Экспериментирование
в домашних условиях
Опыт «Волшебные кристаллы»
Для опыта понадобиться: вода, медная проволока и соль.
Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище. Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы
Опыт «Невидимые чернила»
Для опыта понадобиться: ватные палочки, лимон, лист бумаги, вода и обычная лампа. Приготовить невидимые чернила очень просто: достаточно взять чашку воды, ватную палочку, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст. Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Ватная палочка обмакивается в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст. Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.
Опыт «Сильные пузырьки»
Для опыта понадобиться: изюм или кукуруза, газированная вода.
Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это - достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.
Опыт «Рисунки на молоке»
Для опыта понадобиться: ватная палочка, моющее средство, цельное молоко, пищевой краситель и миска.
Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.
Опыт «Семицветная радуга»
Для опыта понадобиться: зеркало, емкость с водой, фонарик и лист белой бумаги.
Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.