Просмотр содержимого документа
«Обобщённый педагогический опыт "Лепка как средство развития творческого воображения"»
Обобщённый педагогический опыт «Лепка как средство развития творческого воображения»
воспитателя Ильичёвой Елены Викторовны.
Условия формирования опыта:
Лепка, по моему мнению, - один из самых интересных и увлекательных видов детского творчества. Она даёт возможность
ребёнку почувствовать себя мастером и творцом, а ещё это самый
осязаемый вид художественного творчества.
Ребёнок не только видит, что создал, но и трогает, берёт в
руки по мере необходимости изменяет.
Основной инструмент – рука или точнее
две руки, следовательно, уровень
умения зависит от владения
собственными руками, а не кисточкой,
карандашом или ножницами.
В ходе творческой деятельности маленький скульптор
добивается личных достижений, хотя он не создаёт ничего нового,
результат его труда носит субъективный характер, так как в самом
этом процессе заключена для ребёнка его первостепенность.
Творческое воображение развивается, когда есть свобода
деятельности, свобода в формах её реализации, в возможности
творчества.
И только когда взрослые
поддерживают в ребёнке искру
творчества и фантазии,
его воображение может дать
чудесные результаты.
Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, а особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала ребёнка.
Исходя из всего вышеизложенного, я решила разработать опыт работы по развитию творческого воображения по средствам лепки.
Формировать мыслительную деятельность.
Создавать условия для развития творческого воображения у детей.
Задачи:
Обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира.
Осуществлять отбор информации для НОД в соответствии с реализуемой программой
Обучать ловкости в обращении с различным материалом.
Познакомить детей с различными видами техники лепки, материалами и приёмами работы с ними.
Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.
Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, свойствах, формах, способах их применения.
Воспитывать чувства партнёрства, самостоятельности, доброжелательности между детьми.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста посредством лепки;
Совершенствование навыков, способов изображения, самостоятельности и инициативности детей в создании новых образов в лепке;
Повышение уровня компетентности родителей в развитии творческого воображения.
Предмет педагогического опыта:
Исследование процесса развития изобразительных и технических умений в лепке, как средство развития творческого воображения, а так же создание интереса к данному виду деятельности.
Цель:
Определить эффективность использования лепки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Наглядные
Методы развития творческих способностей
Игровые
Словесные
Практические
Педагогическая идея:
Учение без принуждения, постоянный
интерес к процессу взаимодействия
с пластическим материалом, развитие
воображения, памяти, мышления, а так же мелкой
моторики рук.
Формы работы по развитию творческого воображения:
Самостоятельная продуктивная деятельность
Комплексно-тематическое планирование НОД
Совместная художественно-продуктивная деятельность
Организация игровой и индивидуальной работы
Работа с родителями
Результаты за 2019 – 2021 период учебных годов:
Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий лепкой у них сформировался интерес к итогам своей работы, внимание, аккуратность, усидчивость, мелкая моторика рук стала более развитой;
Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы, ставить цели и выполнять их;
Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвовали в общей работе и добивались определённых результатов.
Диагностика уровня сформированности умений в лепке.
Деление.
Формообразование.
Раскатывание.
Скатывание.
Оттягивание.
Загибание.
Прищипывание.
Сглаживание.
Прижимание.
Украшение.
Лепка по образцу.
Сводная таблица уровня сформированности умений и навыков в лепке.
Уровни развития
Группа
средняя
Низкий
9%
Средний
старшая
подготовительная
60%
Выше среднего
5%
0%
52%
18%
Высокий
48%
13%
25%
30%
18%
22%
Диагностика развития уровня творческого воображения:
Задания:
«Слепи что-нибудь необычное»
«Ожившая фигурка»
«Несуществующее животное»
«Поможем скульптору»
«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение»
«Добрый и злой».
Сводная таблица развития уровня творческого воображения по средствам лепки.
Группа
низкий
Средняя
средний
22%
Старшая
9%
выше среднего
Подготовительная
56%
0%
61%
13%
высокий
17%
9%
57%
13%
26%
17%
Итак, можно сделать заключение, чтопроделанная работа показала положительную динамику по развитиюу дошкольников творческоговоображения по средствамлепки.