kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщенный педагогический опыт Рыжанковой Наталии Викторовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщенный педагогический опыт "Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщенный педагогический опыт Рыжанковой Наталии Викторовны»

Обобщённый педагогический опыт    « Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности » воспитателя Рыжанковой Наталии Викторовны.

Обобщённый педагогический опыт

« Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности »

воспитателя Рыжанковой Наталии Викторовны.

Актуальность Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня. «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие», научить детей вести здоровый образ жизни, вырабатывать разумное отношение к собственному здоровью, не простая задача, тяжело объяснить детям, те вещи, которые нельзя увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус. Именно поэтому детский сад должен стать «школой здо­рового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двига­тельная активность и др. будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отно­шении поддержания и укрепления своего здоровья.

Актуальность

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня.

«Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие», научить детей вести здоровый образ жизни, вырабатывать разумное отношение к собственному здоровью, не простая задача, тяжело объяснить детям, те вещи, которые нельзя увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус. Именно поэтому детский сад должен стать «школой здо­рового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двига­тельная активность и др. будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отно­шении поддержания и укрепления своего здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы,  была выбрана тема опыта работы. А проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых

Учитывая актуальность данной проблемы,  была выбрана тема опыта работы. А проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых

Условия формирования опыта: « Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Я.А.Коменский Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы здоровье любого ребенка дошкольного возраста было на высшей ступени его развития, воспитывающий ценностные отношения к здоровью. Перед нами, воспитателями, стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь.

Условия формирования опыта:

« Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Я.А.Коменский

Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы здоровье любого ребенка дошкольного возраста было на высшей ступени его развития, воспитывающий ценностные отношения к здоровью. Перед нами, воспитателями, стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь.

Цель Систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них навыков и привычек к здоровому образу жизни средствами проектной деятельности.  

Цель

Систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них навыков и привычек к здоровому образу жизни средствами проектной деятельности.

 

Задачи 1 Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он должен сам отвечать и сам обязан поддерживать свой организм в здоровом состоянии. 2. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни; 3. Прививать навыки профилактики и гигиены; 4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких; 5. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли; 6. Повысить компетентность в развитии здорового образа жизни средствами проектной деятельности. Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. На мой взгляд использование методов проектной деятельности в дошкольном учреждении очень актуален.

Задачи

1 Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он должен сам отвечать и сам обязан поддерживать свой организм в здоровом состоянии.

2. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

3. Прививать навыки профилактики и гигиены;

4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;

5. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли;

6. Повысить компетентность в развитии здорового образа жизни средствами проектной деятельности.

Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. На мой взгляд использование методов проектной деятельности в дошкольном учреждении очень актуален.

Проектный метод:   - дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ; - помогает осваивать окружающую действительность ; - способствуют развитию творческих способностей ; - способствуют  умению  наблюдать, слушать; - помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон; - способствуют развитию навыков   обобщать и   анализировать; - развивают речь, память, мышление, воображение; - формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества ; - стимулирует к самосовершенствованию.

Проектный метод:

- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

- помогает осваивать окружающую действительность ;

- способствуют развитию творческих способностей ;

- способствуют  умению  наблюдать, слушать;

- помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

- способствуют развитию навыков   обобщать и   анализировать;

- развивают речь, память, мышление, воображение;

- формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества ;

- стимулирует к самосовершенствованию.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов  интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап  для дальнейшей его  реализации  на следующей ступени образования.       Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).  Задачи проектной деятельности:    - обучение планированию; - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; - умение анализировать; - формировать позитивное отношение к работе.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов  интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап  для дальнейшей его  реализации  на следующей ступени образования.       Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

  - обучение планированию;

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- умение анализировать;

- формировать позитивное отношение к работе.

Этапы работы реализации проекта

Этапы работы реализации проекта

Диагностика:  Цель диагностирования: -   - выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни; - умения находить выход из сложных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

Диагностика:

Цель диагностирования:

-

- выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни;

- умения находить выход из сложных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?» - Диагностическое задание «Полезная покупка» - Проблемная ситуация «Необычное угощение» - Проблемная ситуация «Место для отдыха» - Тест «Полезная для здоровья покупка»

- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

- Диагностическое задание «Полезная покупка»

- Проблемная ситуация «Необычное угощение»

- Проблемная ситуация «Место для отдыха»

- Тест «Полезная для здоровья покупка»

Выявление умений и навыков представлений дошкольников средней группы о здоровом образе жизни  Таблица №1.

Выявление умений и навыков представлений дошкольников средней группы о здоровом образе жизни Таблица №1.

Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в средней группе   Начало года Конец года

Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в средней группе

Начало года

Конец года

Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в старшей группе   Таблица № 2.     Начальная педагогическая диагностика Навык сформирован Итоговая педагогическая диагностика 0% Навык находится в стадии формирования 58% 43% Навык не сформирован 57% 42% 0%

Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в старшей группе

Таблица № 2.

 

Начальная педагогическая диагностика

Навык сформирован

Итоговая педагогическая диагностика

0%

Навык находится в стадии формирования

58%

43%

Навык не сформирован

57%

42%

0%

Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы Начало года Конец года

Диаграмма усвоения программного содержания

по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы

Начало года

Конец года

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения. В старшей группе продолжила работу по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности. Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-6 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

В старшей группе продолжила работу по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности. Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-6 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

Мною была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Например, «Уроки Мойдодыра», где целью было освоение детьми гигиены, потому, что не все дети правильно и тщательно следят за чистотой своего тела. Также проводились многочисленные беседы по данной теме, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. В средней группе я реализовала проект «Уроки Мойдодыра». Основными задачами данного проекта стали: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, закрепление представлений о правилах личной гигиены; уточнение и систематизация знаний детей о необходимости гигиенических процедур. Итогом работы над проектом стало занятие: «Вот какие мы большие», где дети показали свои знания по изученной теме.

Мною была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Например, «Уроки Мойдодыра», где целью было освоение детьми гигиены, потому, что не все дети правильно и тщательно следят за чистотой своего тела. Также проводились многочисленные беседы по данной теме, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. В средней группе я реализовала проект «Уроки Мойдодыра». Основными задачами данного проекта стали: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, закрепление представлений о правилах личной гигиены; уточнение и систематизация знаний детей о необходимости гигиенических процедур. Итогом работы над проектом стало занятие: «Вот какие мы большие», где дети показали свои знания по изученной теме.

Были проведены Подвижные игры на воздухе -

Были проведены

Подвижные игры на воздухе - "Сохрани свое здоровье сам"

Занятие:

Занятие: "В стране здоровья»

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра "Поликлинника", "Аптека"

Беседа: Встреча с

Беседа: Встреча с "Витамином", который рассказывает о значении питания в жизни человека

Беседа

Беседа "Чистота- залог здоровья»

Дорожка

Дорожка "Здоровье" - "Если хочешь быть здоров - закаляйся."

Профилактическая гимнастика, гимнастика пробуждения.

Профилактическая гимнастика, гимнастика пробуждения.

Дыхательная гимнастика:

Дыхательная гимнастика:

Рассматривание иллюстраций на тему: «Микробы».

Рассматривание иллюстраций на тему: «Микробы».

Работа с родителями:   - Изготовление газеты : « Самая здоровая семья», информационных буклетов: «Любимая подвижная игра», «Рецепт здорового питания».

Работа с родителями:

- Изготовление газеты : « Самая здоровая семья», информационных буклетов: «Любимая подвижная игра», «Рецепт здорового питания».

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно - образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как формирование здорового образа жизни ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой, здоровьесберегающей.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно - образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как формирование здорового образа жизни ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой, здоровьесберегающей.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.  Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей о здоровом образе жизни. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в формировании здорового образа жизни.  Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей о здоровом образе жизни. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в формировании здорового образа жизни.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Обобщенный педагогический опыт Рыжанковой Наталии Викторовны

Автор: Рыжанкова Наталия Викторовна

Дата: 26.11.2024

Номер свидетельства: 660311


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства