Просмотр содержимого документа
«Обобщенный педагогический опыт Рыжанковой Наталии Викторовны»
Обобщённый педагогический опыт
« Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности »
воспитателя Рыжанковой Наталии Викторовны.
Актуальность
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня.
«Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие», научить детей вести здоровый образ жизни, вырабатывать разумное отношение к собственному здоровью, не простая задача, тяжело объяснить детям, те вещи, которые нельзя увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус. Именно поэтому детский сад должен стать «школой здорового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др. будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема опыта работы. А проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых
Условия формирования опыта:
« Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Я.А.Коменский
Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы здоровье любого ребенка дошкольного возраста было на высшей ступени его развития, воспитывающий ценностные отношения к здоровью. Перед нами, воспитателями, стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь.
Цель
Систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них навыков и привычек к здоровому образу жизни средствами проектной деятельности.
Задачи
1 Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он должен сам отвечать и сам обязан поддерживать свой организм в здоровом состоянии.
2. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;
3. Прививать навыки профилактики и гигиены;
4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;
5. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли;
6. Повысить компетентность в развитии здорового образа жизни средствами проектной деятельности.
Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. На мой взгляд использование методов проектной деятельности в дошкольном учреждении очень актуален.
Проектный метод:
- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
- помогает осваивать окружающую действительность ;
- способствуют развитию творческих способностей ;
- способствуют умению наблюдать, слушать;
- помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- развивают речь, память, мышление, воображение;
- формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;
- стимулирует к самосовершенствованию.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать;
- формировать позитивное отношение к работе.
Этапы работы реализации проекта
Диагностика:
Цель диагностирования:
-
- выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни;
- умения находить выход из сложных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.
- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
- Диагностическое задание «Полезная покупка»
- Проблемная ситуация «Необычное угощение»
- Проблемная ситуация «Место для отдыха»
- Тест «Полезная для здоровья покупка»
Выявление умений и навыков представлений дошкольников средней группы о здоровом образе жизниТаблица №1.
Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в средней группе
Начало года
Конец года
Диаграмма усвоения программного содержания по формированию здорового образа жизни у детей в старшей группе
Таблица № 2.
Начальная педагогическая диагностика
Навык сформирован
Итоговая педагогическая диагностика
0%
Навык находится в стадии формирования
58%
43%
Навык не сформирован
57%
42%
0%
Диаграмма усвоения программного содержания
по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы
Начало года
Конец года
В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.
В старшей группе продолжила работу по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни посредством проектной деятельности. Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-6 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.
Мною была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Например, «Уроки Мойдодыра», где целью было освоение детьми гигиены, потому, что не все дети правильно и тщательно следят за чистотой своего тела. Также проводились многочисленные беседы по данной теме, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. В средней группе я реализовала проект «Уроки Мойдодыра». Основными задачами данного проекта стали: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, закрепление представлений о правилах личной гигиены; уточнение и систематизация знаний детей о необходимости гигиенических процедур. Итогом работы над проектом стало занятие: «Вот какие мы большие», где дети показали свои знания по изученной теме.
Были проведены
Подвижные игры на воздухе - "Сохрани свое здоровье сам"
Занятие: "В стране здоровья»
Сюжетно-ролевая игра "Поликлинника", "Аптека"
Беседа: Встреча с "Витамином", который рассказывает о значении питания в жизни человека
Беседа "Чистота- залог здоровья»
Дорожка "Здоровье" - "Если хочешь быть здоров - закаляйся."
- Изготовление газеты : « Самая здоровая семья», информационных буклетов: «Любимая подвижная игра», «Рецепт здорового питания».
Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно - образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как формирование здорового образа жизни ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой, здоровьесберегающей.
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей о здоровом образе жизни. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в формировании здорового образа жизни.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.