Просмотр содержимого документа
«"Нормативно-правовая база функционирования дошкольного образования"»
Нормативно-правовая база функционирования дошкольного образования
Нормативно-правовая база РФ по дошкольному образованию состоит из:
- законодательных актов;
- указов Президента РФ;
- постановлений правительства РФ;
- ведомственных правовых актов (приказов,
распоряжений , писем Министерства
образования и науки РФ);
- законов и нормативных правовых актов
субъектов РФ.
Международные документыв области образования
Всеобщая декларация прав человека (1948)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960) ратифицирована Россией - начальное образование является бесплатным и обязательным.
Конвенция о правах ребенка (1989)
Российское законодательство в области дошкольного образования
Конституция РФ ст.43 – общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года:
- приоритет образования в политике государства;
- бесплатное дошкольное образование – для всех желающих;
- обеспечение педагогическими кадрами с высшим образованием
зарплата воспитателей- на уровне средней в образовании;
право на получение досрочной пенсии (25 лет педагогической деятельности)
Указ Президента РФ В.В.Путина от 7.05.2012 № 599 „О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки“
- обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования в возрасте от 3-х до 7 лет.
- к сентябрю 2012 года принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3-х до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в т.ч. в частных дошкольных образовательных учреждениях.
Указ Президента РФ от 1.06.2012 №761 „Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы“
В числе проблем отмечены дефицит услуг дошкольного образования, невысокий уровень качества дошкольного образования.
Для повышения доступности дошкольного образования необходимо развитие всех форм дошкольного образования: семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки, инклюзивное образование, развитие негосударственного сектора наряду со строительством дошкольных учреждений.
Основная задача - обеспечение доступности дошкольного образования, расширение его вариативности. Меры: обеспечение государственной поддержки строительство новых ДОУ, а также развитие всех его вариативных форм, создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурных дошкольного и общего образования .
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Цель программы:
Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям социально-ориентированного развития РФ
Задачи:
- обеспечение инновационного характера базового
образования;
- модернизация институтов системы образования как
инструментов социального развития;
- создание современной системы непрерывного
образования, подготовки и переподготовки профессиональных
кадров;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Для осуществления данных задач необходима:
модернизация общего и дошкольного образования как инструментов социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Как будет решаться задача «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»?
достижение во всех субъектах стратегических ориентиров образовательной инициативы «Наша новая школа»;
распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализацией детей;
будут созданы стажировочные площадки;
модели воспитательных систем, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся;
современные модели, обеспечиващие образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей;
модели формирования культуры безопасного образа жизни, психолого - педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
создание площадки для обучения управленческих кадров.
Предполагается развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в т.ч. в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей ;создание всевозможных центров для обучения детей с ОВЗ, одаренных детей.
Развитие системы оценки качества образования (в т.ч.дошкольного)
Разработка моделей оценки качества всех уровней образования, в т.ч.дошкольного.
Программой предусматривается внедрение и поддержка государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Содержание образования, его модернизация будет базироваться на инициативе«Наша новая школа»
Новая школа- это институт, соответствующий целям опережающего развития;
новый учитель – совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры , условия для развития спорта, здорового образа жизни, современные условия организация питания, информационные технологии;
взаимодействие с родителями, семьей, сообществом;
переход на новые образовательные стандарты;
поддержка талантливых детей;
расширение самостоятельности ОУ.
ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“ от 24.07.1998 №124
- Защита прав детей- при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.
- Принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей , является государственной или муниципальной собственностью, осуществляется экспертиза последствий, т.е.экспертная оценка последствий.
- Имущество (земля, здания)образовательных учреждений, переданное им в оперативное управление, может использоваться только в этих целях.
ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“от 6.10.2003 №131
Предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования является расходным обязательством муниципалитетов.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2660-10 /постановление Главного государственного врача РФ №91/
Закон РФ „Об образовании“ от 10.07.1992 №3266-1
Закон РФ «Образование в Российской
Федерации» от 31.12.2012
Постановление правительства РФ от 30.12.2006 №849 „О перечне затрат , учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях , реализующих программу дошкольного образования“.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562 Введено в действие постановлением правительства РФ 16.04.2012 № 300/
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ МО и Н РФ от 23.11.2009 №655/
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования./Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151/
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении:
/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562/
ДОУреализует основные программы дошкольного образования и осуществляет уход и присмотр за детьми.
Задачи ДОУ:
Охрана жизни ,укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
Обеспечение познавательно-речевого,социально-личностного,художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине,семье.
Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
Взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития;
Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Виды дошкольных учреждений:
Детский сад;
Детский сад для детей раннего возраста;
Детский сад для детей предшкольного возраста;
Детский сад присмотра и оздоровления;
Детский сад компенсирующего вида;
Детский сад комбинированного вида;
Детский сад общеразвивающего вида;
Центр развития ребенка.
При необходимости могут быть открыты группы по присмотру и уходу за детьми, семейные группы.
Детский сад работает по образовательной программе учреждения, создаваемый им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы и ФГТ.
Группы могут быть разных режимов пребывания ребенка. ДОУ несет ответственность за : - невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; - реализацию в неполном объеме программы, качества образования воспитанников; - жизнь и здоровье воспитанников, работников ДОУ во время образовательного процесса; - нарушение прав и свобод воспитанников , работников ДОУ.
ДОУ создается учредителем и регистрируется в установленном законом порядке.
ДОУ должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
ДОУ может осуществлять платные образовательные услуги за рамками основной деятельности.
Режим работы учреждения и порядок комплектования детьми определяется учредителем.
Организация питания возлагается на ДОУ.
Медицинское обслуживание обеспечивается органами здравоохранения.
При приеме детей с ОВЗ ДОУ обеспечивает условия для организации коррекционной работы.
Участниками образовательного процесса являются воспитанники, их родители, педагогические работники. Родителей необходимо ознакомить с лицензией и Уставом ДОУ. Между родителями и ДОУ заключается договор. К педагогической деятельности в ДОУ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью по приговору суда , недееспособные и имеющие определенные заболевания. Работники ДОУ имеют право на участие в управлении ДОУ согласно Уставу , защиту профессиональной чести , деловой репутации .
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. Формы самоуправления: -попечительский совет, -общее собрание , -педагогический совет. При приеме в ДОУ детей с ОВЗ необходимо обеспечить беспрепятственный доступ в ДОУ и к оборудованию . При ребенке с ОВЗ возможен сопровождающий. ДОУ вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет платных образовательных услуг и добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц в порядке , установленном законодательством.
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста /Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 №03-132/
„
«Закон об образовании РТ“.
Стратегия развития образования в РТ на
2010-2015 годы –комплексная
государственная целевая программа.
«О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений в РТ»/Постановление Кабинета Министров РТ от 30.04.2008 №279/
«О б утверждении Положения о семейном детском саде» /Постановление Кабинета Министров РТ от 01.03.2010 №99/