Просмотр содержимого документа
«"Нетрадиционные технологии как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"»
Гасюк Елена Анатольевна
Педагог-психолог
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления даёт рука .
Возраст 1-2 года – один из важнейшихэтапов развития ребенка.
В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь мозговые центры, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом.
Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.
Младший дошкольный возраст 2 – 3 года В возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов.
Младший дошкольный возраст 3-4 года В возрасте 3 - 4 лет ведущая задача в сенсорном воспитании детей – закрепить знания об общепринятых сенсорных эталонах (цвет, форма, размер) и научиться точным и скоординированным движениям.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук.
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»- физиолог И. П. Павлов
Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Уголок нетрадиционных технологий для мелкой моторики рук
Уголок сенсорного развития
Основные принципы работы по развитиюмелкой моторики рук с помощью
нетрадиционных технологий соответствуют основным педагогическим принципам: * развивающий характер обучения, * систематичность и последовательность, * наглядность * учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа по развитию мелкой моторики включает в себя:
* Массаж рук, лица.
* Массаж рук, лица.
* Пальчиковые игры.
* Различные виды театра
* Пальчиковые игры. * Различные виды театра
* Дидактические игры.
* Игры с природным материалом.
* игры с водой и песком
* Дидактические игры. * Игры с природным материалом. * игры с водой и песком
Игры с водой позволяют успешно развивать психические,познавательные процессы,формировать сенсорные представления
Игры с кинетическим песком стабилизируют эмоциональное состояние,развивает пространственное восприятие,развивает мелкую моторику рук
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Нетрадиционные формы работы
Упражнение «Проглот»
Каждый участник берет лист бумаги за уголок и пытается его смять не помогая себе второй рукой:
У меня живет проглот,все подряд проглот жует.
Вот и стало у проглота брюшко как у бегемота!
В о многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же,
в детском театре.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Процесс работысенсомоторного развития дошкольника имелкой моторики рук,при помощи нетрадиционных технологий способствует развитию у детей следующих психических процессов:* произвольного внимания; * логического мышления , формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвета, величине . * зрительного и слухового восприятия; * памяти, речи детей. * способствует снятию эмоционального напряжения. Формирует навыки учебной деятельности:* умение действовать по словесным инструкциям; * контроль за собственными действиями.