Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике, овале, треугольнике.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о свойствах предметов по длине, ширине, высоте; закреплять умение обозначать количество числом и цифрой в пределах 5-10; расширять представления детей о частях суток: утро, день, вечер, ночь;
Развивающие: развивать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; о их структурных элементах: сторона, угол, их количество; развивать умения детей определять пространственные направления от себя (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); развивать внимание, память, мышление, речевую активность;
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию с изображением: человечков Ой и Ай и их домов, весёлых геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); чашек, блюдец, схемы выполнения чашек; счетные цветные палочки Х. Кюизенера; дорожки (тканевые) широкие и узкие (4шт).
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приемы: использование ИКТ, проблемный метод, игровые задания, вопросы, физминутка, практический.
Ход деятельности:
Мотивация:
Дети в свободной деятельности.
Вдруг влетает воздушный шар с письмом. Воспитатель привлекает внимание детей на письмо и зачитывает его: «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам Ох и Ах - мы очень дружные ребята. Но с нами случилась неприятность, мы поссорились. Пригласили к себе гостей на чай, только никак не можем сосчитать, сколько нужно чашек для гостей. Вот мы и поссорились. Как нам помириться?». (Воспитатель обращается к детям, не дочитав письмо)
Воспитатель: Ребята, а что же нам делать?
ПОД: Помочь Оху и Аху.
Воспитатель: Они живут очень далеко, путь не близкий.Ребята, а как же добраться до них?
ПОД:……..
Воспитатель: Ой, я же не дочитала письмо (воспитатель дочитывает письмо)
«Чтобы быстрее добраться к нам - нужно следовать нашим подсказкам:
Сначала пройдите по широкой дорожке, затем идите прямо, поверните на право, прямо, еще раз на право, налево, направо и прямо.»
(Дети двигаясь по указаниям Оха и Аха подходят к экрану, на котором изображена опушка леса с домиками)
Слайд № 1 Опушка леса с домиками.
Воспитатель: Ребята, Ох и Ах живут на опушке леса, каждый в своём домике. А вот и они.
Слайд № 2 Ох и Ах.
Воспитатель: Как вы думаете, Ах в каком доме живет (если он высокий), а в каком Ох (если он низкий)?
ПОД: Ах живет в высоком доме, а Ох в низком доме.
Воспитатель: Ребята, пока Ах и Ох ссорились совсем забыли когда нужно обедать и ужинать. Давайте им напомним.
Упражнение «Закончи предложение»
- Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем……(днем)
- Обедаем мы днем, а ужинаем……(вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим…….(ночью)
- Солнце светит днём, а луна ………(ночью)
Воспитатель: Молодцы! Теперь Ах и Ох все запомнят.
Воспитатель: А вот и их гости - весёлые фигурки. Ах и Ох узнали своих знакомых.
Воспитатель: Ребята, а вы узнали их? Что вы знаете об этих фигурах? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы).
Воспитатель: Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.
Воспитатель:
Мы фигуры различали
И немножечко устали,
Разомнемся, отдохнем,
А потом считать начнем.
Физкультминутка "Попляшем!"
Раз - подняться, потянуться,
Два – в исходный вид вернуться.
Три - в ладоши три хлопка. Раз-два-три!
Головою три кивка. Раз-два-три!
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
и немножко поплясать. (Выполняют плясовые движения под музыку)
А потом, конечно, шесть,
Нам на место нужно сесть.
Воспитатель: Ах и Ох пригласили весёлых человечков на чай, да вот только не могут разобраться, сколько нужно чашек и сколько блюдец?
Внедрение в проблемную ситуацию:
Воспитатель:Что мыдолжны сделать, чтобы узнать, сколько всего весёлых человечков?
ПОД: Нужно сосчитать.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего веселых человечков?
ПОД: 5
Воспитатель: Сколько нужно чашек для них? (5) Найдите и покажите цифру 5. А сколько нужно блюдец?
ПОД: 5
Воспитатель: Сколько чашек, сколько блюдец?
ПОД: Одинаково, поровну.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе?
Слайд № 4 Чашки с блюдцами
ПОД: 10
Воспитатель: Найдите цифру 10. Найдите мне остальные цифры 2,3,4, и т. д. (дети находят на столе и показывают).
Воспитатель: Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек?
ПОД: 4
Воспитатель: Это больше или меньше?
ПОД: Меньше.
Воспитатель: На сколько меньше?
ПОД: На одну чашку.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Наши глазки устали, немножко отдохнем.
Упражнения для снятия зрительного утомления:
«Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать
И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх
Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове
Намочились лица, - вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли
Мокрыми стали - показать руками
Плечами дружно поведем - трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим - бег на месте
Под кусточком посидим - присесть
Воспитатель: Ребята, вы помните, у Аха и Оха разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех весёлых человечков. Они будут очень рады и больше не будут ссориться.
Слайд № 6 Образец чашки
Включение способа действия в систему:
(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизенера)
Ах и Ох благодарят детей за чайный сервиз и дарят им подарки (смайлики).
Слайд № 7 Смайлики на экране
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли Аху и Оху. Нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествие? Почему? А что запомнилось больше всего?