Просмотр содержимого документа
«Нейроигры в работе с детьми с ОВЗ»
Нейроигра в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ОВЗ
Актуальность
Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. Данную закономерность наблюдают и – дефектологи – увеличение количества детей с ЗПР. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).
Отмечается положительная динамика использования нейроигр в развитии психических познавательных процессов , таких как, внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, а также сглаживание поведенческих и эмоциональных нарушений.
В связи с этим, возникла необходимость применения нейроигр в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Нейропсихология - это
Наука о взаимосвязи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и тд.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Функциональная ассиметрия головного мозга:
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».
М.Сонер
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Нейроигры -это
различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Цель нейроигры: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
Нейроигра необходима если есть:
Проблемы с памятью
Снижение внимания при выполнении заданий
Проблемы с усвоением учебного материала
Зеркальное письмо
Нет четкого понимания пространственных представлений (лево-право)
Плохая координация, неуклюжесть
Излишняя активность или медлительность
Плохо развита мелкая моторика рук
Леворукость
Тики, заикание, навязчивые движения
Отмечаются движения языком или др частями тела, когда он пишет или рисует
Быстро наступает усталость
Частые головные боли, частый плач, проблемы со сном, аппетитом
Проблемы в поведении, отношениях со сверстниками
Нейроигра помогает в развитии всех ВПФ
Виды упражнений для активации первого блока головного мозга
Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Растяжки. Нормализуют тонус мышц – гипер и –гипотонус (мышечное напряжение или мышечная вялость).
Массаж, самомассаж. Позволяют активизировать организм или же успокоить и наладить на рабочий темп.
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные или разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма.
Телесно-перекрестные упражнения. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий. Активизация межполушарного взаимодействия.
Виды упражнений для активации 2 блока
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
Зрительный гнозис.
Пространственные и «квазипространственные» представления.
Пространственные схемы и диктанты.
Конструирование и копирование.
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление).
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
Мнестические процессы (в т.ч межмодальный процесс).
Номинативные процессы.
Виды упражнений для активации 3 блока
Когнитивные навыки. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Способствуют развитию психических процессов.
Коммуникативные навыки:
Индивидуальные – направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.
Парные – способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые – дают возможность ребенку навыка взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий.
Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление).
Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обанятельных и др образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и является единым процессом.
Результаты применения нейроигр и упражнений:
Активизация энергетического потенциала организма (повышение работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов.
Улучшение: внимания, памяти, мышления, речи;
Улучшение качества освоения учебного материала;
Развитие творческих способностей;
Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;
ВЫВОД: игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Такие разнообразные сеансы будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме.