Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал).
Показ по слову.
Группировка по заданной форме
Обобщение (найди похожие предметы)
Ориентировка в двух контрастных величинах
Ориентировка в трех контрастных величинах
Учить обобщать предметы по величине
Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги )
Дидактический материал по сенсорному развитию
Развитие ориентировки в цвете
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой):
Игра «Посади бабочку»
Игра «Закрой окошко»
Игра «Перевези кубики»
Игра «Дорожки для неваляшек»
Игра «Дорисуй ниточку» и др.
Развитие ориентировки в форме
Цель : вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов:
Игра «Спрячь игрушку»
Игра «Почтовый ящик»
Игра «Собери пирамидки»
Игра «Матрешка» идр.
II.Развитие общих движений
Обучение прямостоянию, самостоятельному передвижению
Стимулирование и совершенствование навыка ходьбы
Обучение выполнению элементарных действий по команде взрослого
Обучение ходьбе по лестнице
Учить залезать на предмет (15 – 20 см) и слезать с него
Учить сидеть на корточках
Учить бросать мяч обеими руками
Учить ходить между натянутыми веревками (ширина до 30 см), по коридору между стульями
Учить собирать с пола мелкие и крупные разбросанные предметы
Учить катать большие мячи, детскую коляску и др.
Учить переносить с место на место предметы, стулья, мячи
Учить бегать
Учить попадать мячом в корзину
Учить выполнять прыжки на обеих ногах
Учить подниматься на носки, поднимать обе руки вверх, дотрагиваться до висящих предметов
Обучение выполнению простых движений (приседание, разведение рук, ходьба) под музыку
Дидактический материал по развитию общих движений
Игра «Соберем колечки»
Цель : побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве.
«Сходим к мишке в гости»
Цель : совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.
Игра «Догони мяч»
Цель : учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или одной руке в зависимости от размера мяча.
Игра «Самолетик»
Цель : развивать навык бега.
Игра «Будем мыться»
Цель : учить детей перешагивать через препятствие.
Игра «Поймай комара»
Цель : учить детей дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах.
Игра «Целься и кидай»
Цель : формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.
III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности
А) Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов;
Б) Формирование соотносящих действий
Складывание пирамидки по подражанию без учета величины колец;
Складывание пирамидки самостоятельно из.3 -5 колец;
В) Обучение игре
Обучение отдельным игровым действиям (умению укачивать, кормить куклу);
Обучение воспроизведению ряда игровых действий;
Учить использовать в игре полифункциональные предметы-заменители;
Сюжетная игра с активным участием взрослого;
Сюжетная игра (без взрослого);
Г) Продуктивная деятельность
Учить держать в руке карандаш, фломастер, кисточку
Учить проводить по образцу прямые вертикальные и горизонтальные линии
Учить проводить карандашом, фломастером ломаные линии
Учить рисовать кисточкой следы примакиванием
Учить рисовать замкнутые линии – ягоды, мячики
Учить дорисовывать лучики у солнышка, колеса у машины, ступеньки у лестницы
Учить рисовать перекрещивающиеся линии (снежок, домик)
Учить мять пластилин, отщипывать по кусочку
Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, оттягивать и прищипывать детали
Учить выполнять постройки по показу: дом, дорожку, стол и стул, машину и др.
Дидактический материал по формированию соотносящих действий
Игра «Пирамидка»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.
Игра «Собери пирамидки»
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов и др.
Дидактический материал по обучению игре
Игра «Покатай матрешку»
Цель : формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Игра «Покатай ежат»
Цель : продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия.
Игра «построим лесенку»
Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.
Игра «Поймай воздушный шарик»
Цель : развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками.
Игра «Домики для зверушек»
Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками.
Дидактический материал по формированию продуктивной деятельности
Занятие «Разноцветные краски»
Цель: знакомить с красками, формировать положительное отношение и интерес к рисованию.
Занятие «Королева-кисточка»
Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию красками, учить способам действий с кистью: правильно держать, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать в воде и сушить.
Занятие «Каляка-маляка»
Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить ребенка правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Занятие «Листопад»
Цель: вызывать у детей интерес к рисованию, учить рисовать красками, правильно держать кисть.
Занятие «Веревочки для шариков»
Цель: развивать интерес к рисованию, учить рисовать прямые линии.
Занятие «Салютики»
Цель : продолжать формировать интерес к рисованию, действию с красками.
Занятие: «Ягодки для птички»
Цель: формировать интерес к рисованию, учить рисовать красками.
Занятие «Булочки»
Цель: формировать способы действия (по подражанию): раскатать тесто круговыми движениями между ладонями и др.
IV.Самообслуживание и труд в быту
Учить ребенка есть с ложки, без лишних манипуляций с ней, медленно, небольшими порциями, пить из чашки самостоятельно, соблюдая опрятность, держа чашку одной рукой;
Учить продолжать действия взрослого при раздевании;
Учить детей полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого, активно участвовать в одевании;
Учить одеваться с минимальной помощью, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки на обуви;
Учить умываться самостоятельно по мере необходимости в течение дня, пользоваться носовым платком;
Приучать реагировать на мокрое и грязное белье, стараться быть сухим в течение дня, помогать взрослому, участвовать в уходе за собой, сообщать взрослому о своем желании идти в туалет жестом или голосом, учить пользоваться горшком, туалетной бумагой;
Учить находить свое место за столом, сидеть за столом в правильной позе, воздерживаться от криков за столом, вставать из-за стола в определенное время и определенным образом;
Обучать складывать и убирать свою одежду с помощью взрослого, беречь одежду от грязи, убирать на место свою одежду, убирать свои игрушки в ящик;
Знакомить с орудиями бытового труда: предметами бытовой техники, инструментами, посудой; учить поливать комнатные цветы из детской лейки, принимать участие в уборке помещения группы;
Учить здороваться, благодарить, вежливо просить о помощи.
Дидактический материал по самообслуживанию и труду в быту
Занятие «Сделаем лодочки»
Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Занятие «Фонтанчики»
Цель: учить полоскать рот.
Игра «Оденем кукол»
Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.
Занятие «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Занятие «Вымой посуду»
Цель : продолжать формировать самостоятельное действие – мыть посуду.
Занятие «Почистим туфли»
Цель : вызвать интерес к самостоятельным действиям – учить чистить обувь при помощи щетки.
V.Развитие речи( С.В. Ковалёва, Т.Л. Тимофеева, С.В. Шпак)
Учить ориентироваться по слову взрослого в помещении комнаты, группы, класса, на участке;
Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «спрячь куклу в коробку» и др.;
Учить дифференцировать простые речевые звукоподражательные конструкции (мяу, му-му, ко-ко-ко и др.);
Учить узнавать и показывать знакомые предметы на картинках;
Учить называть знакомые предметы на картинках;
Учить понимать прочитанные (взрослым) короткие рассказы и сказки;
Учить конструировать простую 2-х словную фразу повторно по представлению;
Учить конструировать простую 2-х словную фразу самостоятельно по представлению;
Учить конструировать простую многословную фразу повторно с опорой на наглядный материал;
Учить конструировать простую многословную фразу повторно по представлению;
Учить конструировать простую многословную фразу самостоятельно по представлению;
Учить правильно повторять, проговаривать за взрослым звуки.
Дидактический материал по развитию речи
Игра «Позови Петрушку»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.
Игра «Дружная семейка»
Цель : формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.
Игра «Кукла Катя»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова, формировать понимание слов – действий.
«Лото»
Цель : расширить пассивный и активный словарь ребенка и др.
VI.Социальное развитие
Преодоление негативного, агрессивного отношения к контакту со взрослыми, другими детьми;
Формирование представлений о себе и других;
Учить играть вместе с другими детьми;
Учить соблюдать правила в общих играх;
Формировать представления детей о некоторых профессиях (врач, повар, воспитатель, учитель, продавец);
Учить соблюдать режим;
Преодоление вредных привычек;
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции
Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции
Ладушки
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Иди ко мне
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Возьми шарик
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Хоровод с куклой
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Догонялки
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Пришел Петрушка
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле
Идите ко мне — бегите ко мне
Цель. Обратить внимание детей значение глаголов «иди» и «беги»; учить их слушать
Дидактический материал по формированию представленийо себе и других
Выйди в кружок
Цель. Учить детей откликаться и называть свое имя.
Найди свое место
Цель. Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии, называть свое имя.
Расскажи о себе
Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.
Хоровод
Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.
Угадай, кого не стало
Цель. Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.
День рождения куклы Кати
Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.
Что чувствует девочка?
Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.
VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения у детей с нарушением интеллекта.
А.Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения.
Сидеть на стуле, на коврике во время НОД и игровых моментов;
Умение самостоятельно убирать оборудование и игрушки;
Привычка внимательно слушать объяснение воспитателя, родителей и других старших товарищей;
Умение спокойно, правильно реагировать на замечания;
Привычка к соблюдению техники безопасности;
Умение самостоятельно и правильно организовывать свой досуг;
Привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов;
Привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках, садах, магазинах и т. д.. Привычка оказывать помощь товарищам, родственникам, родителям;
Б.Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими:
привычка здороваться с друзьями, гостями, родственниками;
умение замечать и исправлять недостатки собственного поведения;
умение выслушивать, своего собеседника до конца, не перебивая;
умение четко реагировать на состояние окружающих и считаться с ним;
умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения;
умение соблюдать этикет в отношении старших, сверстников;
привычка помогать товарищам, родителям при выполнении ими домашних заданий, дел и во время игр, т. д.;
умение самостоятельно определять вид помощи, в которой нуждается старший, больной, престарелый;
привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих;
привычка соблюдать общие для всех нормы и правила;
умение предъявлять равные требования к окружающим и самому себе (в пределах реальных возможностей);
привычка добросовестно выполнять поручения;
учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки.
В.Формирование представлений о долге, чести и совести:
убеждение в том, что честность есть качество, которое уважается членами нашего общества;
чувство ответственности за свои поступки;
представление о долге как о верности данному себе и друзьям, родителям слову.
чувство уважения к человеку за его достоинства, способность испытывать эстетическое наслаждение от внешнего вида человека, соответствующего эстетическим запросам общества;
привычка бережно относится к родной природе;
умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. ).
Рекомендации по воспитанию ребёнка с умственной отсталостью:
Чёткие рамки дозволенного для ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты;
Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше - физические ограничения и преграды;
Взрослый должен удерживать ситуации под контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка;
Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь;
Необходимо вовлекать ребенка в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помогать ему выражать свои чувства;
Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.
У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.