Просмотр содержимого документа
«Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки»
Музыкально-дидактические игры на восприятие музыки
Музыкальный руководитель
ГБДОУ Д/С №37 Маханькова Л.Б.
Облачки настроения
Игра на определение настроения музыки
Цель. Развитие умения детей определять настроение музыкального
произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением
оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе
комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих
характер музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети слушают произведения различного
характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному
отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении
характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую
карточку.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. У каждого ребёнка лежат карточки разных
характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки
соответствуют характеру музыки, поднимают их.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Детям предлагается с помощью мимики и
движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить
свое творчество.
Музыкальный репертуар : по выбору музыкального руководителя.
Ромашки настроения
Игра на определение характера музыки
Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Вот – ромашковый букетУ меня - милее нет.Как нежны мои милашки –Желтоглазые ромашки.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и
дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ .
Нарядные платьица, Такие все разныеЖелтые брошки, Эти ромашки-Ни пятнышка нет Вот-вот заиграютНа красивой одежке. Как дети, в пятнашки.
Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной
ромашки.
Музыкальный репертуар: «Топотушки» В.Локтева, «Клоуны» Д.Кабалевского,
«Жар-жар» каз.н.м., «О чем плачет дождик» Е.Тиличеевой, «Дождик» Е.Тиличеевой,
« Ә лд і - ә лд і » каз.н.п., « О сень бродит по лесам» Е.Тиличеевой.
Три медведя
Игра на развитие музыкального образа и представление о регистрах
Цель. Закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных; развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Был большим и серьезным медведемпапа - Михайло Иванович.
Очень любили лесные соседи маму, Настасью Петровну.
Ну, а Мишутка придумывал шутки. Песенки и прибаутки.
Так они жили и жили .И ни о чем не тужили.
Теперь послушайте музыкальную сказку.
Педагог исполняет пьесу И.Арсеева «Три медведя». Дети, прослушав, отгадывают музыкальные загадки.
Каждая пьеса звучит в определенном регистре: папа - в низком, мама - в среднем, Мишутка - в высоком.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ .
После прослушивания пьесы, дети (трое) импровизируют движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжелого, неуклюжего Михайло Ивановича, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и веселого, живого и игривого Мишутку.
Музыкальный репертуар . «Три медведя» И.Арсеева
Снеговики настроения
Игра на определение характера музыки
Цель. Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение,
п е реданное в ней.
Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки:
Весёлая, радостная, плясовая, задорная;
Грустная, жалобная.
На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий
характер музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания какого-либо отрывка,
характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Желающие дети самостоятельно под музыку
придумывают образ грустного и веселого снеговика.
Музыкальный материал: программные музыкальные произведения .
Море
Игра на различие динамических оттенков
Цель. Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения.
Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об
изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей
природы.
Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного,
бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает,
что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния:
взволнованное, бушующее и тихое, спокойное.
Море вздуется бурливо, Разольется в шумном беге,
Закипит, подымет вой, И очутятся на бреге,
Хлынет на берег пустой, В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Затем педагог знакомит детей с пособием.
.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
Педагог предлагает проследить, как меняется характер музыки на протяжении
звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е.
раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию
музыкального образа.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью
шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое
спокойное).
Музыкальный репертуар. «Море» Н.Римского-Корсакова
Колобок
Игра на развитие слухового восприятия
Цель. Развивать у детей представление о регистрах
(высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона,
разделена на две части: слева изображен весёлый колобок;
справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено.
В щель вставляется полоска из картона в виде линейки,
разделённой на четыре равные части,
на каждой из которой изображён тот или иной персонаж
сказки (заяц, лиса, волк, медведь).
Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются
колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы
характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре:
После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке
(кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в
соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ
которого передан в музыке.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое
выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому
персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям
данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают
педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую
пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию
отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка
которого только что прозвучала.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.
Краски музыки
Игра на различие динамических оттенков
Цель. Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить им ассоциацию с определенным цветом.
Игровой материал: квадраты разных цветов: красный, зеленый, голубой, любая игрушка, раздаточные карточки по количеству детей трех цветов: красный, зеленый, голубой.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет пьесу. Дети определяют ее веселый танцевальный
характер, отвечает на вопросы педагога о том , как звучит музыка, какие изменения в ней
происходят (звучит то громче, то тише). При повторном исполнении пьесы, все внимательно
следят за динамическими изменениями в музыке: от негромкого звучания первой части к тихому
звучанию во второй части и громкому звучанию в третьей части. Дети слушают музыку, а потом
Цель. Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.
Вот смотрите - паровоз
Он вагончики повез.
Путь у него дальний,
Ведь поезд музыкальный .
Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
Паровоз гудит, поет.
Инструменты к нам везет.
А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.
Музыкальный репертуар: «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»
Г.Свиридова.
Разноцветная гусеница
Игра на определение характера музыки
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем
определенному цвету.
Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных
«животиков» гусеницы .
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
содержанию музыкального произведения.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог
предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру
произведения.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер
музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.
Теремок
Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа
Цель. Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка.
На выдвижной бумажной ленте сбоку от
терёмка нарисованные сказочные персонажи:
лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей
из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
Педагог начинает сказку:
«Стоит в полетерёмок- теремок,
он не низок, не высок, не высок».
Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию
и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него
войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы
характеристикой об этом музыкальном отрывке и так
о всех героях сказки .
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор.
Затем предложить изобразить повадки своего персонажа.
Другие дети оценивают выполнение задания.
Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,
«Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова
Музыкальная палитра
Игра на развитие творчества при восприятии музыки.
Цель. Уметь передавать в цвете свое эмоциональное состояние.
Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Методика проведения. Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски
кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты
музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их
мнению, характеру музыкального произведения.
Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине
учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания,
анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми
подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и
второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность
проведённой работы.
Музыкальный репертуар:
Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом»,
произведения, рекомендованные программой для слушания.
Подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года»,
произведения, рекомендованные программой для слушания.