kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мониторинг профессионального мастерства педагогов на базе теорий психологии и физиологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обуславливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Выготский выделил следующие виды речи:

1.                              внешняя;

2.                              внутренняя;

3.                              диалогическая;

4.                              монологическая;

5.                              устная;

6.                              письменная.

Условно можно все виды речи разделить на два больших класса: внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь – речь, поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать) ее. Разновидностью диалогического общения является БЕСЕДА, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковым средствами (умение употребить то слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой, жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Функции речи

1.                                 сигнификативная – усваивается ребенком в раннем дошкольном возрасте, беспредельное обобщение, появление первого слова. Отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

2.                                 обобщающая – связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

3.                                 аналитическая – слово содержит информацию о предмете.

4.                                 коммуникативная – передача этой информации. Если предыдущие функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то эта функции выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана  функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

5.                                 эмотивная проявление эмоциональных состояний – стилевые и динамические характеристики.

6.                                 экспрессивная – речь – средство самовыражения.

7.                                 логическая – слово может как «возродить», так и «убить» человека.

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Сигнификативная функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов даже в их отсутствие. Коммуникативная функция включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений.

Речь и её развитие в онтогенезе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мониторинг профессионального мастерства педагогов на базе теорий психологии и физиологии" »

Механизмы развития речи в онтогенезе Составила: педагог-психолог Бойцева А.А.

Механизмы развития речи в онтогенезе

Составила:

педагог-психолог

Бойцева А.А.

Речь-это?

Речь-это?

  • Речь-достижение эволюции, средство общения, орудие мышления.
  • Речь- высшая психическая функция, познавательный процесс.
  • Все психические процессы подразделяются на познавательные – ощущения, восприятие, представления, память, мышление, внимание, воображение, речь, эмоциональные – переживания, волевые – решения.
  • В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания.
Развитие речи с точки зрения бихевиоризма (Дж.Уотсон).

Развитие речи с точки зрения бихевиоризма (Дж.Уотсон).

  • Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
«Слово сделало нас людьми»  И.П. Павлов. Первая сигнальная система у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов . Вторая сигнальная система возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. В 7-10 дневном возрасте могут выработаны условные рефлексы Формируется во втором полугодии первого года

«Слово сделало нас людьми» И.П. Павлов.

  • Первая сигнальная система у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов .
  • Вторая сигнальная система возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда.

В 7-10 дневном возрасте могут выработаны условные рефлексы

Формируется во втором полугодии первого года

Расположение речевых центров в коре больших полушарий.

Расположение речевых центров в коре больших полушарий.

  • У большинства праворуких людей (95%) и леворуких (70%) не имевших в детстве травм и поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. У леворуких. У остальных контролируется правым полушарием или обоими.
  • Правое полушарие способно контролировать речь и компенсировать, ущерб, причиненный левому полушарию.
Взаимосвязь мышления и речи в теории Л.С.Выготского.

Взаимосвязь мышления и речи в теории Л.С.Выготского.

  • В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки и свойства конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления.
Виды речи

Виды речи

  • Внешняя речь включает устную, диалогическую, монологическую и письменную.
  • Внутренняя речь  — это фаза планирования.
  • Функции внешней речи:
  • -коммуникативная - основная функция;
  • - экспрессивная;
  • -индикативная (указание на объект),
  • -номинативная(называние);
  • -сигнификативная (внутренняя сторона знака - значение);
  • -гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания).
  • Функции внутренней речи:
  • - планирование;
  • - регуляция действий.
Мониторинг профессионального мастерства педагогов на базе теорий психологии и физиологии №  Профессиональное качество педагога п/п 1 № 2 Доброжелательное отношение к каждому ребенку 1 П г 2 Умение видеть, понимать и принимать эмоциональное состояние ребенка 3 е 2 4 Умение обратить внимание детей на эмоциональное состояние сверстников д 3 о 1 2 Умение установить контакт с любым ребенком с помощью вербальных и невербальных средств 1 4 г а 2 5 2 1 2 а 2 - 5 2 Умение строить эмоционально насыщенное, содержательное общение с детьми в любых видах деятельности 2 6 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2

Мониторинг профессионального мастерства педагогов на базе теорий психологии и физиологии

Профессиональное качество педагога

п/п

1

2

Доброжелательное отношение к каждому ребенку

1

П

г

2

Умение видеть, понимать и принимать эмоциональное состояние ребенка

3

е

2

4

Умение обратить внимание детей на эмоциональное состояние сверстников

д

3

о

1

2

Умение установить контакт с любым ребенком с помощью вербальных и невербальных средств

1

4

г

а

2

5

2

1

2

а

2

-

5

2

Умение строить эмоционально насыщенное, содержательное общение с детьми в любых видах деятельности

2

6

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

Мониторинг профессионального мастерства педагогов. № п/п № 6 7 Умение создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, направленные на развитие речи. П 1 г 2 Умение создавать атмосферу взаимного уважения в любой деятельности 8 е 1 9 Развитие речи в различных видах деятельности 3 д о 2 1 Наличие раздаточного материала 2 4 г а 1 10 2 2 2 а 2 - 5 1 Создание на занятиях атмосферы обмена опытом 2 6 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Мониторинг профессионального мастерства педагогов.

п/п

6

7

Умение создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, направленные на развитие речи.

П

1

г

2

Умение создавать атмосферу взаимного уважения в любой деятельности

8

е

1

9

Развитие речи в различных видах деятельности

3

д

о

2

1

Наличие раздаточного материала

2

4

г

а

1

10

2

2

2

а

2

-

5

1

Создание на занятиях атмосферы обмена опытом

2

6

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Наши педагоги:

Наши педагоги:

  • 1.Горьковенко И.В.
  • 2.Бабенкова В.И.
  • 3.Елисеева Т.Е.
  • 4.Ковалева В.В.
  • 5. Гребенникова Н.В.
  • 6. Волкова Г.С.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бойцева Анжелика Андреевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства