Каггапольская игрушка
Село Гринёво
Архангельской области
Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.
Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.
Каргопольская посуда пользовалась большим спросом её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу.
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево:
Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки
и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
Из остатков глины мастера лепили игрушки.
Глиняные лошадки, фигурки людей и животных
стоили не дорого и лепили их скорее в соё удовольствие
Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской
Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке: Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой, Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина
Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца
Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко
Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.
Свистульки (сопелки, гудухи, улютки, соловей)
Подготовила
Ковалева Н.П